Джива Госвами

Жизнь и деятельность Дживы Госвами (1513-1598) символизируют собой путь преданности. Его миссия была целиком посвящена систематизации философского наследия Господа Чайтаньи для блага всего человечества. В конечном счете, именно Джива Госвами превратил в упорядоченное движение процесс, начатый пятью старшими Госвами. Таким образом, Джива Госвами считается наиболее последовательным проповедником среди шести Госвами и назван современниками величайшим философом во всей индийской истории.

Джива Госвами был сыном Анупамы, младшего брата Рупы и Санантаны Госвами. Он был необычным ребенком, и когда Господь Чайтанья встретился с Рупой и Санатаной в Рамакели, он имел возможность получить даршан Господа. По мере того, как Джива Госвами подрастал, его тело с годами приобретало все признаки великой личности. Кроме того, несмотря на юный возраст, он отличался удивительными способностями к грамматике, поэзии, логике и искусству толкования писаний.

Через год после встречи с Господом Чайтаньей в Рамаекели, идя через Бенгалию в Пури, на берегу Ганги, его отец оставил этот мир. Случившееся несчастье потрясло Дживу Госвами, и, невзирая на детский возраст, он решил отречься от мира и сопутствующих ему страданий. С тринадцати до девятнадцати лет он с жадностью изучал писания, стремясь к обретению духовного знания. В это время Джива начал поклоняться Кришна-Балараме, Божеству в образе Кришны и Его старшего брата. Шри Джива считал Кришну и Балараму неотличными от Господа Чайтаньи и Нитьянанды Прабху.

Со смертью отца и уходом обоих его братьев во Вриндаван, Джива утратил всякий интерес к материальному, желая только одного – присоединиться к своим дядьям. Когда Дживе исполнилось двадцать, его мать скончалась, и он принял решение вести жизнь отреченного вайшнава в обществе Рупы и Санатана. Перед уходом во Вриндаван Шри Джива побывал в Навадвипе. С детских лет он мечтал побывать на родине Господа Чайтаньи. Но мать не хотела, чтобы единственный сын отправлялся в путешествие и принимал на себя суровые аскезы. Тогда Джива задумал хитрость, сказав, что собирается отправиться в родовое имение в Фатехабаде. Мать согласилась, а Джива, договорившись с лодочником, вместо Фатехабада поехал в Навадвипу.

Там он встретил Нитьянанду Прабху. Джива тотчас же узнал в нем Божество Балараму. «Ты – вселенская форма, – сказал Джива Нитьянанде. - Ты – Баларама, и столь беспределен, что я не в силах описать Твои трансцендентные качества, как подобает. Но одно я знаю наверняка: Ты – мой вечный учитель, а я – Твой вечный слуга. Мое единственное желание – сень Твоих лотосных стоп. Личность, которую Ты одаришь Своей милостью, без труда достигнет лотосных стоп Господа Чайтаньи и погрузится в воды любви к Господу. Не получив Твоей милости, никому не обрести Господа Чайтанью, даже поклоняясь Ему сотни жизней, а потому я молю Твоего благосклонного взгляда».

Когда Шри Джива таким образом прославил Нитьянанду Прабху, тот лично взял его с Собой в путешествие по всей Навадвипе. Сперва они отправились к месту явления Господа Чайтаньи, затем посетили знаменитый дом Шривасы Тхакура. Там они увидели самого Шривасу, который повел их в дом Шачиматы. Шачимата и Вишнуприя приготовили для них прасад, после чего Вамшивадана, слуга Шачидеви, проводил их в храм Джаганнатхи Мишры, где отец Господа Чайтаньи поклонялся семейному Божеству Лакшми-Нараяны. Так Джива Госвами посетил все девять островов Навадвипы.

Когда путешествие по святой дхаме подходило к концу, Нитьянанда Прабху повелел Шри Дживе отправляться во Вриндаван, следуя через Бенарес, чтобы отыскать в нем Мадхусудану Вачаспати, знаменитого ученика Сарвабхаумы Бхаттачарьи, и брать у него уроки. Вачаспати должен был стать наставником Дживы Госвами.

Достигнув Бенареса, Шри Джива сразу же нашел Мадхусудану Вачаспати и принял его покровительство. За сравнительно короткое время Шри Джива стал большим знатоком всех аспектов философии Веданты и приобрел репутацию выдающегося ученого. Написав книгу «Сарвасангвадини», в которой Джива Госвами ссылался на таких отличных друг от друга комментаторов «Веданта Сутры», как Мадхва, Рамануджа, Шанкара и Вачаспати, он получил известность непререкаемого авторитета во всех областях знания. В наши дни Национальный Университет в Бенаресе воздает должное научному вкладу Шри Дживы, имея специальный отдел для изучения его работ.

Обосновавшись в Бенаресе, Джива вспомнил наказ Нитьянанды Прабху, который сказал ему в Навадвипе: «Торопись во Вриндаван. Это место «завещано» Господом Чайтаньей Махапрабху твоей семье, отцу и дядям, а потому ты должен идти туда как можно скорее». Это воспоминание, в сочетании с горячим желанием помогать Рупе и Санатане, побудило Дживу покинуть Бенарес и направиться во Вриндаван, чтобы исполнить волю Нитьянанды Прабху. Шри Дживе в эту пору исполнился двадцать один год.

Вскоре после прибытия на святую землю Кришны, Шри Джива обратился к Санатане, своему старшему дяде, с просьбой об инициации. Однако скромный Санатана уступил честь инициации Дживы своему младшему брату Рупе. Но Рупа прежде решил испытать Шри Дживу. Он велел ему совершать самое смиренное служение: готовить необходимую утварь для поклонения Божеству; просить подаяние; заниматься приготовлением пищи; изучать тексты; растирать ему стопы и приносить пальмовые листья для письма. Наслаждаясь самоотверженностью, с которой Джива Госвами исполнял порученное служение, Шри Рупа дал ему официальное посвящение.

После инициации прошло несколько месяцев, и однажды во Вриндаван пришел странствующий философ по имени Рупа Нараяна Сарасвати. Он прославился как один из самых ученых людей страны, и говорится, что никто не мог взять над ним верх в философском диспуте. Его называли Дигвиджая – «тот, кто победил всех во всех концах света». Однако его гордость была не меньше, чем ученость. Путешествуя от деревни к деревне и бросая вызов местным ученым, он требовал от всех поверженных противников джая-патру, «свидетельство о поражении».

К этому времени Рупа и Санатана прославились по всей северной Индии, как величайшие ученые. Рупа Нараяна, как он это обычно делал, грубо бросил им вызов, предлагая прославленным братьям принять участие в диспуте. Когда Рупа и Санатана отказались, гордый Рупа Нараяна сказал: «Видимо, вы – мошенники! Если бы вы действительно были так учены, как говорят о вас люди, вы приняли бы мой вызов».

С великим смирением Рупа и Санатана сказали, что их репутация была преувеличена доброжелателями, и что они, в действительности, не способны спорить с таким непобедимым ученым. Рупа Нараяна был очень рад слышать это. Тут же вспомнив о своей репутации, он, как обычно, попросил у них джая-патру, чтобы он мог показать ее другим, подтверждая поражение Рупы и Санатаны. Без колебаний, смиренные братья подписали документ и распрощались с ним.

Ослепленный гордостью, Рупа Нараяна чувствовал себя величайшим ученым всех времен. Он уже забыл о том, что победил Рупу и Санатану только потому, что те отказались состязаться с ним, и лишь их неподдельное смирение позволило ему одержать такую легкую победу. Более того, Рупа Нараяна вскоре узнал о том, что у Рупы и Санатаны был молодой племянник, который за короткое время снискал почти такую же славу, как и они.

Рупа Нараяна знал, что если он действительно хочет считаться величайшим из всех ученых, ему придется победить и юного Шри Дживу. Встретившись с Госвами, Рупа Нараяна показал ему документ, в котором говорилось о том, что он победил Рупу и Санатану. Джива был потрясен. Как могли его учителя, Рупа и Санатана, близкие спутники Господа, быть повержены обыкновенным ученым, пусть даже величайшим?

Рупа Нараяна потребовал, чтобы Джива принял его вызов, потому что, как сказал он, если Джива потерпит поражение, он не будет знать себе равных. Джива, слушая хвастовство Рупы Нараяны, почувствовавл сильное желание заставить его раз и навсегда замолчать. Молодость Дживы дала о себе знать. Хотя его дядья избегали пустой траты времени на мирские диспуты, Джива принял вызов.

Юный Джива провел семь дней на берегу Ганги, отстаивая репутацию своих дядьев. На седьмой день поединок ученых закончился, и Джива был признан победителем. Пристыженный Рупа Нараяна отправился восвояси, и во Вриндаване его никогда больше не видели.

Джива горел желанием поделиться своей радостью с Рупой и Санатаной. Ему особенно хотелось сообщить радостную новость Рупе, своему гуру. Но Рупа неожиданно отругал его: «Ты преждевременно принял отречение, – сказал ему Рупа, – и, в результате, не смог совладать со своим гневом и гордостью. Тот, кто радуется унижению своего ближнего или провозглашает собственное величие, не достоин жить во Вриндаване. Поэтому ты должен немедленно покинуть это место».

Подавленный, Джива поклонился своему духовному учителю и, не мешкая, перебрался из Вриндавана в близлежащую Матхуру. Он принял резкие слова Рупы Госвами близко к сердцу и стал совершать суровые аскезы, чтобы искупить свой проступок. Говорится, что он жил в дупле дерева, питался простой пищей только раз в день и течение целого года соблюдал обет молчания.

Это испытание могло бы длиться и дольше, если бы не милость Санатаны Госвами, который смог его прекратить. Когда Санатана узнал о том, что делает Джива, он немедленно отправился к Рупе и сказал ему, что тот пренебрегает выполнением одного из основных наставлений Господа Чайтаньи. «Что? Какое наставление я не выполняю? Пожалуйста, скажи мне», – удивился Рупа. На это Санатана ответил: «Перечисли наставления, данные Господом, и когда ты дойдешь до этого принципа, я дам тебе знать».

Рупа стал терпеливо перечислять все заповеди Господа Чайтаньи, пока, наконец, не добрался до «Джива дойя», что означает «милосердие ко всем живым существам». «Дойя» означает «милосердие», а «джива» – «живое существо». Слово «Джива», однако, такзе является именем Дживы Госвами. Поняв смысл каламбура Санатаны, Рупа сердечно рассмеялся и решил быть «милосердным к Дживе». Так Рупа отменил наказание. Конечно, хотя это серьезный урок для всех нас, мы не должны упускать из виду тот факт, что, не одержи Шри Джива победу над заносчивым философом, ученье вайшнавов пало бы в глазах людей, продолжавших в этом случае считать, что Рупа и Санатана уступили Рупе Нараяне.

Среди шести Госвами Вриндавана Джива был единственным последовательным проповедником. Он составил программу миссионерской деятельности в Бенгалии и Ориссе в период, начавшийся после ухода Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды. Он обучил Шриниваса, Нароттама и Шьямананду основам учения Господа Чайтаньи, поручив им проповедническую работу, и непосредственно руководил ими, чтобы, в конечном счете, продолжать создание вайшнавской литературы в восточных провинциях.

Слава Дживы Госвами распространилась по всей Индии. Император Акбар, наиболее терпимый из Могольских правителей, специально отправился во Вриндаван в 1570 году, чтобы иметь личную встречу с Госвами. Известно, что этот визит произвел на Акбара неизгладимое впечатление, и он принял решение покровительствовать деятельности Госвами. Поэтому принято считать, что визит Акбара сыграл главную роль в развитии Вриндавана в годы его становления. Великий император, милостью Дживы Госвами испытавший истинно духовные переживания, отдал приказ своим слугам начать строительство четырех первых храмов Вриндавана: Мадан-Мохан, Говиндадев, Гопинатх и Джугал-Кишор. Известно, что в это время Джива Госвами встречался со многими другими выдающимися личностями, такими, например, как поэтесса Мирабай.

Гораздо больше сведений мы имеем о строительстве Дживой Госвами храма Радха-Дамодар, которое стало важнейшим событием в годы его пребывания во Вриндаване. Когда богатый подданный Акбара по имени Алиш Чаудхари приобрел землю (с целью оказания помощи Шри Дживе в распространении учения вайшнавов), Госвами воспринял это событие как благоприятную возможность установить надлежащее поклонение Божествам Радхи-Кришны, переданным ему Рупой Госвами. Строительством храма Радхи-Дамодары руководил сам Шри Джива. Перед поездкой на Запад в этом храме в течение шести лет жил Шрила Прабхупада. Шесть Госвами регулярно встречались в храме Радхи-Дамодары, обсуждая планы распространения сознания Кришны. Чтобы обеспечить необходимые для этого условия, Джива Госвами, при помощи людей Акбара, осуществил строительство библиотеки, где он собирал рукописные копии писаний и книг Рупы, Санатаны и других Госвами.

Джива Госвами был очень плодовитым и разносторонним писателем. За свою жизнь он оставил после себя более 400 000 санскритских стихов. Основными из его сочинений являются: «Хари-намамрита-вьякарана» – санскритская грамматика, основанная на именах Кришны, «Шри Мадхава-махотсава» – описание коронации Шримати Радхарани царицей Вриндавана, «Брахма-самхита-тика» – комментарий на «Брахма-самхиту», «Бхакти-расамрита-шеша» – комментарий на «Бхакти-расамрита-синдху», «Лочана-рочани» – комментарий на «Уджджвала-ниламани» Рупы Госвами, шесть сандарбх, – «Таттва», «Бхагават», «Параматма», «Кришна», «Бхакти», и «Прити», а также «Крама-сандарбха» – комментарий к «Шримад Бхагаватам».

«Шат-сандарбха», или «шесть философских трактатов», является систематическим и обоснованным изложением философии Господа Чайтаньи. В первой части, называемой «Таттва-сандарбха», доказывается, что «Шримад Бхагаватам» является самым авторитетным свидетельством, непосредственно указывающим на Абсолютную Истину. Вторая сандарбха, «Бхагават-сандарбха», описывает различие между безличным Брахманом и локализованной Параматмой, а также повествует о духовном мире и преимуществе чистой благости, свободной от осквернения страстью и невежеством. В ней также обсуждается вечная природа поклонения Божеству, аписывается всемогущество Господа, Его вездесущность, Его способность даровать прибежище каждому, Его тонкие и грубые энергии, Его личностные проявления, Его образ, качества и игры, Его трансцендентное положение, и Его высший облик.

Третья сандарбха называется «Параматма-сандарбха», и в ней приведено описание Сверхдуши и объяснение того, каким образом Сверхдуша присутствует в миллионах миллионов живых существ. Там обсуждаются различия между разными воплощениями, а также живые существа, майя, материальный мир и теория переселения дуи. В ней также рассказывается, как лила-аватары исполняют желания преданных, и шесть достояний Верховной Личности Бога: сила, красота, богатство, слава, знание и отрешенность.

Четвертая сандарбха называется «Кришна-сандарбха», и в ней подтверждается, что Кришна является Верховной Личностью Бога. Там содержится описание игр и качеств Кришны, Его высшая власть над пуруша-аватарами и т.д. Там также приводится описание Голоки Вриндавана, Ядавов, мальчиков-пастушков, сходств и особенностей проявленных и непроявленных игр, явления Шри Кришны в Гокуле, цариц Двараки как экспансий Его внутренней энергии и гопи, как не имеющих себе равных, неотличности Голоки от земного Вриндавана. Также приводится перечень имен гопи и утверждается главенство Шримати Радхарани.

Пятая, «Бхакти-сандарбха», посвящена описанию исполнения преданного служения... В ней объясняется, как раскрывается личность через бхакти, говорится о наслаждении, которое приносит человеку преданное служение, а также о том, как бхакти, даже несовершенно исполняемая, дает преданному возможность достичь лотосных стоп Верховной Божественной Личности... Кроме того, в книге называются различия между маха-бхагаватой и обычным преданным... Обсуждается также вопрос о рагануга-бхакти, о высшей цели жизни – стать преданным Господа Кришны, и о стадиях на пути совершенствования.

Шестая, «Прити-сандарбха», – это трактат о любви к Господу. В нем утверждается, что через любовь к Богу человек достигает полного освобождения и обретает высшую цель жизни. Определяется также разница между понятием «освобождение» для персоналиста и таковым с точки зрения имперсоналиста... Кроме того, характеризуются все виды обретения свободы, причем любовное служение Господу расценивается как наиболее возвышенное, а встреча с Господом лицом к лицу провозглашается высшим совершенством жизни... Наконец, в ней обсуждается смешение рас и рассказывается о нейтральной расе, расе слуги и господина, принятии прибежища, родительской привязанности, супружеской любви, трансцендентном наслаждении в общении и разлуке с Господом, первых чувствах к Господу и о славе Шримати Радхарани.

Говорится, что шесть сандарбх представляют совершенство самбандха-гьяны, абхидхея-гьяны и прайоджана-гьяны. Первые четыре из шести посвящены самбандхе, пятая – абхидхейе, а шестая – прайоджане. В результате, прославленная «Шат-сандарбха» считается самым главным философским трактатом школы Господа Чайтаньи.

Задание 103. Каков вклад Дживы Госвами в миссию Господа Чайтаньи?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: