Собаке никогда не позволяют пользоваться мебелью

Приучить собаку к этому несложно. Просто никогда не нужно позволять щенку лазать на диваны и кровати. Труднее отучить собаку, чем не научить ее.

Если ваша собака уже любит комфорт по-челове­чески, будьте внимательны. Очень важно не дать соба­ке залезть на диван. Наказывать залезшую собаку не­эффективно с точки зрения отучения. Так вы можете научить собаку лишь быстро спрыгивать с дивана, ког­да вы входите в комнату, и не более.

Когда вся семья дома, легко не давать собаке поль­зоваться мебелью. Когда вы уходите из дома, сделайте так, чтобы собака физически не смогла никуда залезть. Ограничьте ее свободу, поместите собаку в клетку, за­кройте двери в спальню, положите на мягкую мебель стулья и т. п. Метод 2. (устранение возможности совер­шения нежелательного поведения). Можно воспользо­ваться методом отрицательного подкрепления. В гла­ве, посвященной ему, как раз рассматривается такой пример. Неприятные ощущения у залезшей на диван собаки можно вызвать многими способами. Например, разложите липкие ленты липучей стороной кверху, сде­лайте так, чтобы на собаку что-нибудь падало сверху с шумом и грохотом. Пофантазируйте.

Разрешение пользоваться оп­ределенной мебелью

Иногда целесообразно выделить собаке старое кресло или диван, чтобы она чувствовала себя равно­правным членом семьи. Или позволять ей садиться рядом на диване, например, в гостиной, когда по вече­рам собирается вся семья. Другой мебелью и в других

комнатах собаке строго-настрого запрещается поль­зоваться. Собаки очень быстро начинают различать ситуации и при наличии доступной альтернативы легко смиряются с некоторыми ограничениями. Но для это­го необходимо повысить свой иерархический ранг и управляемость собаки, то есть еще раз пройти курс дрессировки.

Пользование мебелью только по команде

Джон Росс считает, что это лучший вариант взаимо­отношения собаки с мебелью. Придумайте какую-ни­будь команду и дайте понять собаке, когда можно быть счастливой, а когда нельзя. Они быстро соображают, в чем дело. И будьте последовательны, - не позволяйте собаке лазать на мягкую мебель без вашей команды. Тут же сгоните собаку и отругайте ее, после небольшой паузы пригласите на диван, огладьте и посюсюкайте. Но для успешного осуществления этого варианта также нужно повысить свой иерархический ранг и управляе­мость собаки, то есть снова пройти курс дрессировки.

Всегда и всюду

Когда вы позволяете собаке пользоваться вашей мебелью, следите, чтобы молодые собаки не обжевы­вали края отверстий и углы. Дайте им понять, что ле­жать нужно смирно. И также придется гарантировать собачью чистоту.

Несмотря на кажущуюся безпроблемность такого варианта и у него есть подводные камни. Что вы буде­те делать, когда с такой собакой придете в гости? А когда к вам придут гости, как они будут делить диван с вашей собакой?

Деструктивное, или разру­шительное поведение собаки

Причины деструктивного по­ведения

Возможными причинами деструктивного поведе­ния наших собак могут быть следующие: все виды стресса, в том числе и страх одиночества, исследова­тельское поведение, игровое поведение, неудовле­творение каких-либо потребностей, физиологическое состояние собаки и некоторые болезни, привлечение внимания, инструментальность (привычность) этого поведения или неправильное кормление.

Выраженность разрушительного поведения может определяться породой, ранним опытом щенка и вос­питательными способностями владельца.

Находясь в одиночестве, то есть испытывая соци­альный стресс, собака пытается снять имеющееся беспокойство, совершая действия, связанные с поло­жительными эмоциями или привычные действия. Для того, чтобы корректировать разрушительное по­ведение, вызванное страхом, иногда бывает достаточ­ным устранить первопричину (см. "Страхи. Природа и причины").

Деструктивное поведение молодых собак часто бывает следствием исследовательской и игровой по­требностей. Дети разбирают игрушки или "ломают" бытовые приборы вовсе не из вредности, а только по­тому, что "чтобы узнать вкус пудинга, надо его съесть". Другого пути нет! А у собак к тому же функции рук вы­полняют не лапы, а пасть, в которой пальцами счита-

ются зубы. А исследовать крайне необходимо. От это­го зависит правильность текущего и прогнозирование правильного будущего поведения. И для всего для этого надо знать свойства внешнего мира.

Играть тоже необходимо и тоже крайне важно. Иг­ра для зверья это большая школа. Во время игры и пу­тем игры животные обучаются всему тому, что понадо­бится им в будущем: охотиться, оборонятся, нападать, быть половым партнером и т.д. Зоопсихологи называ­ют этот процесс "приобретением превентивной во­оруженности". Понятно, что для игры нужны игровые партнеры или игрушки. Если нет подходящих, сойдет все, что ни попадя - начиная от обуви и заканчивая ножками мебели.

Нам может показаться незначительной важность привлечения внимания как причины деструктивного поведения, однако это далеко не так. Весь день, про­маявшись в одиночестве, что получает молодая соба­ка вечером? Минут пятнадцать! Затем мы моем полы, стираем белье, смотрим телевизор, пьем пиво, воспи­тываем детей, пишем, читаем или, что называется, от­дыхаем и т.д., и т.п., не замечая существования почти себе подобного о четырех ногах! Социальный стресс нашей собаки продолжается! Поэтому они очень быс­тро понимают, что прекратить его можно, схватив та­почек, шапку, подушку, чего-нибудь со стола или за­хрустев ножкой стула. Вы можете возразить, что соба­ка в результате такого поведения добивается негатив­ного внимания: на нее кричат, рычат, ее шлепают и всячески "наказывают". Но, давайте обратим внима­ние на то, что нежелательное поведение не исчезает, несмотря на наши наказания. Это происходит потому, что, во-первых, ваше внимание для собаки важнее, чем то, что вы считаете "наказанием". А, во-вторых, то, что вы считаете "наказанием", таковым для собаки не

является, так как зачастую (ну очень часто!) не превы­шает порога ее болевой чувствительности. Вот так!

Если какая-либо потребность организма не может быть удовлетворена, организм от этого радости не испытывает, а даже наоборот. В такой ситуации и мы, и наши собаки стараемся снизить состояние неудов­летворения (внутреннего конфликта) тем, что ставим легко достижимые цели, быстренько их достигаем и... успокаиваемся. Т.е. мы переадресуем свои желания, активность, в том числе и двигательную. Такое пове­дение называют "замещающим" или "переадресован­ным" поведением и оно значительно облегчает нашу жизнь. Когда мы утром оставляем собаку одну, мы, по сути дела, оставляем ее так: один на один со мно­жеством неудовлетворенных потребностей - иссле­довательской, игровой, двигательной, социальной и т.д. Так что у собаки есть все основания испытывать состояние дискомфорта и есть право делать то, что она делает.'

Кстати, есть еще одна потребность, крайне не­удовлетворенная у наших собак - потребность грызть. То, как мы кормим наших собак, весьма не адекватно их природе. В естественных условиях и ближайшие родственники собак, и сами дикие собаки едят очень грубую пищу. И чтобы почувствовать себя сытыми, им надо много грызть и жевать. В почти такой же ситуации находятся наши дети, но тут мы отыскали выход и ус­покаиваем мускулатуру их рта пустышкой. Хорошо бы предложить то же самое и собакам.

Причинами разрушительного поведения могут быть также физиологическое состояние собаки и не­которые болезни. Чаще всего пик разрушительной ак­тивности собак приходится на период смены зубов. С одной стороны, жевание прекрасный способ изба­виться от качающихся молочных зубов, с другой сто-

роны, это хорошо успокаивает зуд десен. У взрослых собак повышенная грызущая активность может быть вызвана воспалительными процессами ротовой поло­сти, заболеваниями, сопровождающимися воспале­нием желудка или кишечника. Недостаток некоторых веществ в рационе заставляет собак искать их под обоями, в стенах, обуви или книгах.

Если поведение по перечисленным выше причи­нам оказалось однажды полезным, оно запоминается и повторяется, т.е. инструментализируется и стано­вится привычным. В связи с привычностью легко вос­производится в соответствующей обстановке, но бо­роться с таким поведением труднее всего.

Замечено также, что чем возбудимей собака, тем чаще возникает проблема разрушения. Щенки-флег­матики большую часть своего времени активно непо­движны. На выраженность разрушительного поведе­ния собаки значительное влияние оказывают воспита­тельные приемы ее владельца. Чем меньше мы тратим времени на воспитание, тем больше придется его тра­тить на коррекцию поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: