Приучить собаку к этому несложно. Просто никогда не нужно позволять щенку лазать на диваны и кровати. Труднее отучить собаку, чем не научить ее.
Если ваша собака уже любит комфорт по-человечески, будьте внимательны. Очень важно не дать собаке залезть на диван. Наказывать залезшую собаку неэффективно с точки зрения отучения. Так вы можете научить собаку лишь быстро спрыгивать с дивана, когда вы входите в комнату, и не более.
Когда вся семья дома, легко не давать собаке пользоваться мебелью. Когда вы уходите из дома, сделайте так, чтобы собака физически не смогла никуда залезть. Ограничьте ее свободу, поместите собаку в клетку, закройте двери в спальню, положите на мягкую мебель стулья и т. п. Метод 2. (устранение возможности совершения нежелательного поведения). Можно воспользоваться методом отрицательного подкрепления. В главе, посвященной ему, как раз рассматривается такой пример. Неприятные ощущения у залезшей на диван собаки можно вызвать многими способами. Например, разложите липкие ленты липучей стороной кверху, сделайте так, чтобы на собаку что-нибудь падало сверху с шумом и грохотом. Пофантазируйте.
|
|
Разрешение пользоваться определенной мебелью
Иногда целесообразно выделить собаке старое кресло или диван, чтобы она чувствовала себя равноправным членом семьи. Или позволять ей садиться рядом на диване, например, в гостиной, когда по вечерам собирается вся семья. Другой мебелью и в других
комнатах собаке строго-настрого запрещается пользоваться. Собаки очень быстро начинают различать ситуации и при наличии доступной альтернативы легко смиряются с некоторыми ограничениями. Но для этого необходимо повысить свой иерархический ранг и управляемость собаки, то есть еще раз пройти курс дрессировки.
Пользование мебелью только по команде
Джон Росс считает, что это лучший вариант взаимоотношения собаки с мебелью. Придумайте какую-нибудь команду и дайте понять собаке, когда можно быть счастливой, а когда нельзя. Они быстро соображают, в чем дело. И будьте последовательны, - не позволяйте собаке лазать на мягкую мебель без вашей команды. Тут же сгоните собаку и отругайте ее, после небольшой паузы пригласите на диван, огладьте и посюсюкайте. Но для успешного осуществления этого варианта также нужно повысить свой иерархический ранг и управляемость собаки, то есть снова пройти курс дрессировки.
Всегда и всюду
Когда вы позволяете собаке пользоваться вашей мебелью, следите, чтобы молодые собаки не обжевывали края отверстий и углы. Дайте им понять, что лежать нужно смирно. И также придется гарантировать собачью чистоту.
|
|
Несмотря на кажущуюся безпроблемность такого варианта и у него есть подводные камни. Что вы будете делать, когда с такой собакой придете в гости? А когда к вам придут гости, как они будут делить диван с вашей собакой?
Деструктивное, или разрушительное поведение собаки
Причины деструктивного поведения
Возможными причинами деструктивного поведения наших собак могут быть следующие: все виды стресса, в том числе и страх одиночества, исследовательское поведение, игровое поведение, неудовлетворение каких-либо потребностей, физиологическое состояние собаки и некоторые болезни, привлечение внимания, инструментальность (привычность) этого поведения или неправильное кормление.
Выраженность разрушительного поведения может определяться породой, ранним опытом щенка и воспитательными способностями владельца.
Находясь в одиночестве, то есть испытывая социальный стресс, собака пытается снять имеющееся беспокойство, совершая действия, связанные с положительными эмоциями или привычные действия. Для того, чтобы корректировать разрушительное поведение, вызванное страхом, иногда бывает достаточным устранить первопричину (см. "Страхи. Природа и причины").
Деструктивное поведение молодых собак часто бывает следствием исследовательской и игровой потребностей. Дети разбирают игрушки или "ломают" бытовые приборы вовсе не из вредности, а только потому, что "чтобы узнать вкус пудинга, надо его съесть". Другого пути нет! А у собак к тому же функции рук выполняют не лапы, а пасть, в которой пальцами счита-
ются зубы. А исследовать крайне необходимо. От этого зависит правильность текущего и прогнозирование правильного будущего поведения. И для всего для этого надо знать свойства внешнего мира.
Играть тоже необходимо и тоже крайне важно. Игра для зверья это большая школа. Во время игры и путем игры животные обучаются всему тому, что понадобится им в будущем: охотиться, оборонятся, нападать, быть половым партнером и т.д. Зоопсихологи называют этот процесс "приобретением превентивной вооруженности". Понятно, что для игры нужны игровые партнеры или игрушки. Если нет подходящих, сойдет все, что ни попадя - начиная от обуви и заканчивая ножками мебели.
Нам может показаться незначительной важность привлечения внимания как причины деструктивного поведения, однако это далеко не так. Весь день, промаявшись в одиночестве, что получает молодая собака вечером? Минут пятнадцать! Затем мы моем полы, стираем белье, смотрим телевизор, пьем пиво, воспитываем детей, пишем, читаем или, что называется, отдыхаем и т.д., и т.п., не замечая существования почти себе подобного о четырех ногах! Социальный стресс нашей собаки продолжается! Поэтому они очень быстро понимают, что прекратить его можно, схватив тапочек, шапку, подушку, чего-нибудь со стола или захрустев ножкой стула. Вы можете возразить, что собака в результате такого поведения добивается негативного внимания: на нее кричат, рычат, ее шлепают и всячески "наказывают". Но, давайте обратим внимание на то, что нежелательное поведение не исчезает, несмотря на наши наказания. Это происходит потому, что, во-первых, ваше внимание для собаки важнее, чем то, что вы считаете "наказанием". А, во-вторых, то, что вы считаете "наказанием", таковым для собаки не
является, так как зачастую (ну очень часто!) не превышает порога ее болевой чувствительности. Вот так!
Если какая-либо потребность организма не может быть удовлетворена, организм от этого радости не испытывает, а даже наоборот. В такой ситуации и мы, и наши собаки стараемся снизить состояние неудовлетворения (внутреннего конфликта) тем, что ставим легко достижимые цели, быстренько их достигаем и... успокаиваемся. Т.е. мы переадресуем свои желания, активность, в том числе и двигательную. Такое поведение называют "замещающим" или "переадресованным" поведением и оно значительно облегчает нашу жизнь. Когда мы утром оставляем собаку одну, мы, по сути дела, оставляем ее так: один на один со множеством неудовлетворенных потребностей - исследовательской, игровой, двигательной, социальной и т.д. Так что у собаки есть все основания испытывать состояние дискомфорта и есть право делать то, что она делает.'
|
|
Кстати, есть еще одна потребность, крайне неудовлетворенная у наших собак - потребность грызть. То, как мы кормим наших собак, весьма не адекватно их природе. В естественных условиях и ближайшие родственники собак, и сами дикие собаки едят очень грубую пищу. И чтобы почувствовать себя сытыми, им надо много грызть и жевать. В почти такой же ситуации находятся наши дети, но тут мы отыскали выход и успокаиваем мускулатуру их рта пустышкой. Хорошо бы предложить то же самое и собакам.
Причинами разрушительного поведения могут быть также физиологическое состояние собаки и некоторые болезни. Чаще всего пик разрушительной активности собак приходится на период смены зубов. С одной стороны, жевание прекрасный способ избавиться от качающихся молочных зубов, с другой сто-
роны, это хорошо успокаивает зуд десен. У взрослых собак повышенная грызущая активность может быть вызвана воспалительными процессами ротовой полости, заболеваниями, сопровождающимися воспалением желудка или кишечника. Недостаток некоторых веществ в рационе заставляет собак искать их под обоями, в стенах, обуви или книгах.
Если поведение по перечисленным выше причинам оказалось однажды полезным, оно запоминается и повторяется, т.е. инструментализируется и становится привычным. В связи с привычностью легко воспроизводится в соответствующей обстановке, но бороться с таким поведением труднее всего.
Замечено также, что чем возбудимей собака, тем чаще возникает проблема разрушения. Щенки-флегматики большую часть своего времени активно неподвижны. На выраженность разрушительного поведения собаки значительное влияние оказывают воспитательные приемы ее владельца. Чем меньше мы тратим времени на воспитание, тем больше придется его тратить на коррекцию поведения.
|
|