Причины плохого послушания

Плохое послушание собаки, т.е. не гарантирован­ное, от случая к случаю выполнение команд, не быст­рое или не совсем Правильное (например, не закон­ченное) их выполнение может происходить в несколь­ких случаях: она не выдрессирована, навык утратил свои свойства в результате отсутствия тренировки, иерархические взаимоотношения собаки и человека некорректны, собака больна, внешние условия слиш­ком неадекватны или владелец научил собаку не под­чиняться.

Чтобы представить себе, что значит отдрессиро-вать собаку, вспомните себя подростком, впервые пе­реступившим порог школы карате или художествен­ной гимнастики. Это я к тому, что можно прочитать книгу о стиле аиста или змеи или об упражнениях на бревне и приобрести знания (информацию, представ­ление о чем-либо). Но при этом вы будете совершенно неспособны адекватно воспроизвести какие-либо действия. И вас это не удивляет. Вы прекрасно пони­маете, что нужно эти действия тренировать, т.е. мно­гократно повторять, каждый раз исправляя ошибки. Через полгода постоянных тренировок под руководст­вом человека, который акцентирует ваше внимание на неправильном и подчеркивает правильное, вы худо-бедно научитесь воспроизводить базовые движения. Вы приобретете умения. То есть ваши действия будут уступать действиям спортсмена, имеющего черный пояс, правильностью, быстротой, эффективностью, силой и, наконец, красотой. Именно этим отличается

умение от навыка. Для того, чтобы ваши действия при­обрели свойства навыка, нужно продолжать их трени­ровать. Другого пути нет. В отношении человека это понятно. Но почему в отношении собак мы считаем, что они рождаются с понятием о содержании таких слов как "Фу!" и "Ко мне!"? Почему мы считаем, что для выработки навыка у собаки достаточно 2-3 занятий? Чтобы стать спортсменом и выступать со своей соба­кой на соревнованиях (т.е. выработать у собаки соот­ветствующие навыки), необходимо к сроку освоения базового курса дрессировки (а это 3-4 месяца) приба­вить еще минимум год. Так что, прежде чем требовать от собаки безоговорочного послушания, ее надо это­му научить (т.е. отдрессировать) в полном смысле это­го слова. Обратитесь к Методу 12 (просто дрессиров­ка), там сказано, что вам нужно сделать, если ваша со­бака не отдрессирована.

Но если вы бьете себя в грудь и утверждаете, что дрессировали собаку столько, сколько нужно, то оце­ните еще одну сторону своего дрессировочного про­цесса. Дело в том, что дезавтоматизация навыка мо­жет происходить еще и потому, что при его выработке допускались широкие границы. Например, при отра­ботке движения по команде "Рядом!" вы время от вре­мени разрешали собаке тянуть, останавливаться, при­нюхиваясь, отходить в стороны, отставать или забе­гать вперед. Признайтесь самому себе, ведь это слу­чалось? В связи с этим у собаки сложился довольно размытый образ навыка. И поэтому она сегодня вы­полняет действие так, а завтра эдак. В этом случае вам необходимо четко представить себе образ пове­дения собаки по той или иной команде, взять собаку на поводок и тренировать навыки именно так, как вы это­го хотите. При этом любое несоответствие вашему представлению должно жестко пресекаться. Сколько

вам придется тренировать собаку на поводке, зависит от ее возраста, опыта, вашего упрямства и последова­тельности. Но не торопитесь отстегивать поводок.

Ну, хорошо, положим, вы на самом деле отходили положенный срок на дрессировочную площадку и да­же сдали испытания. Но продолжим дальше аналогию со спортивными навыками. Как известно, если спорт­смен перестает тренироваться, его навыки утрачива­ются. Точно так же происходит и с навыками у собаки. А тренироваться это значит моделировать различные ситуации и использовать отрицательное и положи­тельное подкрепление. Возьмите себе за правило од­ну прогулку в неделю посвящать тренировке тех навы­ков, которыми вы постоянно пользуетесь.

Если собака плохо слушается в результате плохого самочувствия, это обсуждению не подлежит. Она, бе­зусловно, имеет на это право. Если это так, то по вы­здоровлении ее послушание должно улучшиться. По­слушание ухудшается у сук в состоянии эструса и у ко­белей, если в округе появляются течные суки.

Но даже если вышесказанное не относится к вам и к вашей собаке, ваша собака не будет слушаться вас, если она не считает вас доминантным по отношению к себе. И будет слушаться от случая к случаю только тогда, когда будет считать это целесообразным, если относится к вам как к равному себе по иерархическому статусу. Я подчеркиваю, что нужно посмотреть на ва­ши взаимоотношения именно глазами собаки. Вла­дельцы очень часто льстят себе и ошибаются. Воз­можно вам следует откорректировать иерархические взаимоотношения, поэтому еще раз перечитайте по­священные им главы.

Но и это еще не все. Часто собака плохо слушает­ся в связи с тем, что владелец научил ее безразлично относиться к командам. Это происходит в результате

того, что владелец не подкрепляет ни положительно, ни отрицательно подаваемые команды. Например, не наученная или недоученная собака отпускается гу­лять без поводка. Когда возникает необходимость по­дозвать собаку, владелец самоотверженно и самозаб­венно от 3 до 10 раз подает команду и, в лучшем слу­чае, сам идет к собаке. Команда перестает быть сигна­лом каких-либо последствий для собаки (как положи­тельных, так и отрицательных) и не несет сколько-ни­будь важной информации - она становится безразлич­ной для собаки. По сути дела, происходит негативное научение - привыкание. А в лабораторных условиях были поставлены по этому поводу очень любопытные опыты. Оказалось, что если к какому-то раздражителю выработать привыкание - сделать его безразличным для собаки, то выработать условный рефлекс с ис­пользованием этого раздражителя не представляется возможным! Попробуй потом докажи собаке, что' команда "Ко мне!" что-нибудь означает. Вот так! В этом случае очень полезно сменить команду. Напри­мер, вместо "Ко мне!" подзывайте собаку командой "Сот!". Возьмите собаку на поводок и месяц-два от­рабатывайте навык на новую команду, исключая воз­можность неподчинения. Причем не ждите реакции собаки, сразу после команды заставляйте ее выпол­нить требуемое. И к сожалению, чем старше собака, тем дольше придется работать с ней на поводке.

Собака может плохо слушаться еще и потому, что владелец вырабатывает послушание не на одну, а на несколько команд. Вот типичный пример. Владелец дает собаке команду "Сидеть!" (Он почему-то свято верит, что собака уже выдрессирована им). И ждет от­ветной реакции, которой нет. Владелец повторяет ко­манду несколько раз и, наконец, на пятой команде вы­ходит из себя. А разозлившись, он довольно интенсив-

но заставляет собаку подчиниться. Хозяин считает, что после такого энергичного мероприятия собака следу­ющий раз сядет по первой команде. А собака получает вот такую информацию (и запоминает ее!): хозяин вы­ходит из себя после пятой команды, досчитай до четы­рех и садись. В этом случае ваша задача заключается в изменении представления собаки о ваших особенно­стях и все.

Часто случается и так. Хозяин дает команду и ждет соответствующей реакции собаки 3-5-10 секунд. На 11-й секунде хозяйское терпение благополучно за­канчивается и собаке приходится резво выполнить за­данное. В результате этого у собаки вырабатывается типичный отставленный рефлекс - рефлекс на время хозяйского терпения. Такая возможность была тоже подтверждена в лаборатории. Например, если вливать молоко собаке в рот через 9 секунд после условного сигнала, то слюна начинает выделяться на 8-й секун­де. Если отодвинуть вливание молока до 15 секунд, то через некоторое время слюна будет выделяться только на 14-й секунде. В результате выработки от­ставленного рефлекса животное проявляет реакцию непосредственно перед подкреплением. И в этом слу­чае найдите в себе силы и следите за собой, доказы­вая собаке, что она ошибалась в оценке ваших талан­тов дрессировщика.

Поведение затухает еще и потому, что перестает быть целесообразным для собаки. Мы ведь использу­ем положительное подкрепление только во время дрессировки собаки, после чего почему-то считаем, что оно ненужно. Мы забываем, что действия, которые не приносят пользы организму, становятся ему ненуж­ными. Сами-то мы не делаем бесполезных для себя вещей. И были бы крайне удивлены, если бы кто-ни­будь принуждал бы нас к этому. Но почему мы требуем

выполнения таких действий от собаки? Ведь многие собачьи навыки нужны только нам, а вовсе не им. А ли­шенные того, что мы называем подкреплением, они становятся еще более бессмысленными. И вообще, может быть, вы и без меня заметили, что наше воспи­тание, и людей, и собак построено на "наказании". Разве мы хвалим наших собак, детей и других соци­альных партнеров, когда они ведут себя правильно? Но стоит им ошибиться, как тут же они получают от нас косой взгляд, окрик или оплеуху. Но дело не в оплеухе или ее эквивалентах, дело в том, что мы как бы не за­мечаем, как бы игнорируем положительное поведе­ние. Нашим социальным партнерам еще и поэтому трудно решить, что же нам нужно или что нам нравит­ся. И все это послушание тоже не улучшает. Найдите, что нравится вашей собаке, и устраивая тренировоч­ные занятия раз в неделю, используйте это в качестве положительного подкрепления. Пусть собака получает то, что ей нравится, только делая то, что нужно нам. Но и в другие дни не оставляйте правильное поведе­ние собаки без положительного внимания. Хотя бы просто говорите ей ласковые слова и оглаживайте.

А в некоторых случаях мы на самом деле отучаем наших собак слушаться нас. Причем делаем это очень активно и с использованием отрицательного подкреп­ления. Например, в случае подзыва собаки по команде "Ко мне!".

Как это ни парадоксально, но когда бы ни подзыва­ли собаку, мы, по сути дела, "наказываем" ее. А пра­вильней сказать, используем отрицательное подкреп­ление по отношению к подходу собаки к нам. Вот как это происходит. Мы подзываем собаку и берем ее на поводок - ограничение свободы воспринимается со­бакой как отрицательное последствие подхода. Мы подзываем собаку и уводим ее домой, а все собаки

любят гулять и не хотят идти в скучную квартиру. Мы подзываем собаку и прекращаем ее веселую игру с приятелями - негативное последствие подзыва. Мы подзываем собаку и прекращаем не менее веселую погоню за кошкой - кому это понравится. Мы подзыва­ем собаку и отнимаем у нее косточку - и от этого она не в восторге. Наконец, когда мы подзываем собаку, мы прерываем ее исследовательское поведение (ну всякое там обнюхивание, разглядывание и т.п.), кста­ти, очень важное для собаки. Перечисление можно продолжить, но я думаю и этого достаточно для того, чтобы понять, почему собаке не просто не хочется, а не следует подходить к нам. Поставьте себя на мес­то собаки, и вы покраснеете за себя.

Обстановка, в которой осуществляется поведение (ситуация, внешние или посторонние раздражители), далеко не безразлична для этого поведения. Дело до­ходит до того, что поведение в несвойственной для не­го обстановке протекает замедленно, неправильно, неэффективно или вообще не происходит. А появление новых, необычных, сверхсильных раздражителей вооб­ще сбивает собаку столку. Появление таких раздражи­телей тут же вызывает ориентировочное поведение, направленное на их исследование. А для этого необхо­димо прервать текущее поведение, например, выпол­нение команд. Что собака и делает. В этом случае пере­читайте главу о страхах и выработайте у собаки безраз­личное отношение к тому, что мешает ей жить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: