Всякий мост, будучи ответственным инженерным сооружением, должен удовлетворять ряду требований архитектурно-планировочного, производственного, эксплуатационного, расчетно-конструктивного и экономического характера.
1. Архитектурно-планировочные требования заключаются, во-первых, в том, что расположение моста в плане и профиле должно быть увязано с генеральным планом города илипланировкой прилегающих к мосту районов. Положение моста должно быть удобным для транспортного сообщения между районами города, находящимися на противоположных берегах, и по возможности обеспечивать наименьший пробег транспорта, следующего через мост. Кроме того, городские мосты, как и другие искусственные сооружения в городах, должны иметь красивый внешний вид, гармонирующий с окружающим архитектурным ансамблем городской застройки. Это достигается четкостью инженерной схемы и архитектурного силуэта моста. При этом архитектурные требования должны быть увязаны с инженерными.
2. Производственные и эксплуатационные требования заключаются в том, что движение по мосту должно быть удобным и безопасным. Мост следует располагать так, чтобы все виды городского транспорта могли проезжать по нему удобно и беспрепятственно.
Ширина ездового полотна на мосту должна соответствовать расчетной пропускной способности с учетом перспективы роста движения.
Полотно проезжей части должно быть сделано из прочного и удобного для движения материала. Должен быть предусмотрен хороший отвод дождевой воды с поверхности полотна.
Схема моста, величины пролетов и возвышение конструкции над горизонтом воды в реке должны удовлетворять требованиям судоходства.
Конструкция сооружения должна обеспечивать необходимый срок службы и возможность удобного эксплуатационного осмотра ее элементов. Необходимо также, чтобы конструкция моста была удобна для изготовления и возведения и позволяла максимально механизировать строительные работы.
Городские мосты, как правило, устраивают с ездой поверху. Мосты с ездой поверху лучше отвечают производственным, эксплуатационным, а также архитектурным требованиям. Они проще по конструкции и по условиям возведения. Проезжая часть таких мостов защищает нижележащую конструкцию пролетных строений от атмосферных осадков. В городских условиях мост с ездой поверху не нарушает общего вида окружающей застройки.
В связи с этим в городских мостах езда понизу допускается только в исключительных случаях, когда устройство моста с ездой поверху очень дорого или невозможно по условиям вертикальной планировки.
3. Расчетно-конструктивные требования заключаются в том, что сооружение в целом и отдельные его элементы должны удовлетворять условиям прочности, устойчивости и жесткости.
Условие прочности сооружения заключается в том, чтобы усилия или напряжения во всех его элементах и соединениях не превосходили определенных допускаемых величин. Устойчивость сооружения определяется его способностью сохранять первоначальную форму и положение при действии любых расчетных внешних нагрузок.
Требования к жесткости сооружения заключаются в том, что деформации его под действием нагрузок не должны превышать допускаемых величин. Если мост или отдельные его элементы недостаточно жестки, то при движении по мосту могут возникнуть значительные вибрации, ослабляющие и расстраивающие соединения элементов. Большие прогибы пролетного строения могут привести к вредным для конструкции провесам.
4. Экономические требования заключаются в необходимости выбора при проектировании такого решения, которое требует наименьшей затраты средств и материалов для постройки моста при возможно меньшем объеме трудоемких работ.
Однако оценка экономичности сооружения по одной только строительной стоимости недостаточна. Необходим также учет эксплуатационных расходов на содержание, ремонт и реконструкцию сооружения.