Перевод с английского 1 страница

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Майкл МЕСКОН Майкл АЛЬБЕРТ Франклин ХЕДОУРИ

ПЕРЕВОД С АНГЛИЙСКОГО

Москва. Издательство «Дело» • 2004

Вступительная статья

Менеджмент начала XXI века

Прошло более десяти лет со времени первого издания этой книги на русском языке. Тогда все ожидали перемен в экономике и обществе. Эти перемены состоялись и оказались глубже и радикальнее, чем ожидалось.

Для одних это обернулось возможностью изменить жизнь к лучшему, удачно вписавшись в новые экономические отношения, для других — ухудшением, даже крушением привычного жизненного уклада. Люди старшего и среднего поколений стали рациональнее, реалистичнее и жестче, лишившись многих иллюзий в отношении "чудодейственной" рыночной экономики, для создания которой в цивилизованном варианте, как оказалось, нужно много знать и еще больше сделать. Психологически инициатива перешла к молодому поколению, российский менеджмент в среднем сильно помолодел, и многие командные высоты на предприятиях, в банках, государственном аппарате заняли молодые люди.

Весьма отрадным, отчасти неожиданным стал рост общественного интереса к профессиональному образованию в области менеджмента и предпринимательства за последние годы. Только за период 1993—1995 гг. прием в вузы на экономические и управленческие специальности вырос на 1/3, а на дневных отделениях — более чем на 70%. Больше половины всех российских вузов имеют факультеты или отделения этого профиля, а платное высшее профессиональное или дополнительное (после высшего) образование по бизнесу и менеджменту воспринимается в порядке вещей.

С легкой руки американцев, а также российской профессуры, журналистов, работодателей, маркетологов образовательных учреждений английское слово "менеджмент" стало известно сегодня практически каждому человеку, желающему получить образование. Менеджмент в упрощенном понимании — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент — по-русски "управление" — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент — это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от слова "менеджер" — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

За рубежом значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину, а социальный слой — в весьма влиятельную общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить о "революции менеджеров", когда оказалось, что существуют корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

Российская корпорация "Газпром" вышла на первое место в мире по объему продаж своей продукции. Российская пресса уже без налета сенсационности говорит об участии крупнейших банкиров и предпринимателей в обсуждении проблем экономического развития страны. Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса и сфере нововведений. Для большинства населения это еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий в производстве и сфере обслуживания приватизированы и наряду с вновь созданными относятся к малому бизнесу. Умело управлять им — значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать — тоже вопрос эффективного менеджмента.

В российском государственном образовательном стандарте уже лет десять назад появилась узаконенная специальность "менеджмент". Этот термин мирно соседствует с русским словом "управление", и даже в официальных документах постепенно сходит на нет тенденция непременно использовать термин "руководитель" вместо "менеджер". Мы стали осознавать, кто же такие "менеджеры", глубже вдумываясь в ставшие общепринятыми во всем мире трактовки этого понятия. Во-первых, говоря о менеджменте, родоначальники менеджеризма американцы почти всегда подразумевают фигуру менеджера — человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. В более общем смысле они применяют термины "администрация", "администрирование" (administration), которые в большей степени отражают обезличенную систему управления. Во-вторых, когда говорят "менеджер", то по большому счету имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер — это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку.

Конечно, чтобы стать менеджером, нужно занять управленческую должность, ' стать руководителем. Но главное — сознавать свою профессиональную принадлежность к менеджменту, освоить ту сумму знаний, которая прямо касается менеджмента, придерживаться некоторых стандартов, даже внешних атрибутов поведения, которые обычно присущи менеджерам. Полноценному менеджеру, например, в какой бы стране он ни находился, нужно знать английский язык. И все же при этом не следует забывать, что ценен тот руководитель, который знает свое дело, умеет хорошо управлять, добиваться поставленных целей независимо от его внешности и образования. Как бы то ни было, именно это главный стандарт настоящего менеджера.

В культуре развитых капиталистических стран понятие менеджмент очень часто соседствует с понятием бизнес. Бизнес — это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. "Управление бизнесом" (business management) — это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Наряду с этим практически как синоним применяется термин business administration, который можно перевести как "деловое администрирование". Термин "менеджмент" применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, правильнее использовать термин public administration — "государственное управление".

Бизнесмен и менеджер — это не одно и то же. Бизнесмен — это тот, кто "делает деньги", владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса — предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека — предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторые нововведения, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя риск. Различия между менеджером и предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенной мере стираются, если он придерживается предпринимательского стиля управления. Решить это противоречие пока удается очень немногим крупным фирмам, и все же читатель найдет некоторые примеры успеха в этом деле на страницах настоящего учебника.

Знаменательно, что подготовка менеджеров, предпринимателей, бизнесменов на уровне высшего профессионального образования, а также и в системе повышения квалификации — это в России уже реальность. Сегодня важно ответить на вопрос, в каком направлении будет развиваться сфера бизнес-образования в России и какова будет специфика формирующейся в настоящее время "российской модели" бизнес-образования.

Следует учесть, что на сегодня в мире действуют три основные модели построения системы бизнес-образования.

Первая, традиционная, которую можно назвать германской, основана на идее подготовки квалифицированного руководителя. В рамках этой модели выделяется, во-первых, высшее профессиональное образование, дающее базовые знания и специальность (инженерную, экономическую, юридическую или инженерно-экономическую), которая имеет прямое отношение к технической, экономической или управленческой деятельности предприятий, во-вторых, повышение квалификации руководителей, которое осуществляется уже в процессе практической работы, как правило, на краткосрочной основе. Последнее ставит своей целью приобретение слушателями специальных знаний и умений, которые необходимы для конкретной работы в области управления и хозяйственной деятельности. Сюда же примыкает и профессиональная переподготовка как более основательная форма развития знаний и умений вплоть до получения новой специальности в области бизнеса, менеджмента или предпринимательства.

Вторая модель, американская, основана на формировании так называемого профессионального менеджера. Она предполагает получение высшего профессионального образования в области менеджмента на базе уже имеющегося диплома об общем высшем образовании в объеме бакалавриата по любой специальности — инженерной, естественнонаучной, гуманитарной или иной, зачастую не имеющей прямого отношения к деятельности хозяйственных организаций, хотя специальность "бакалавр делового администрирования" (Bachelour of Business Administration, BBA) в США тоже существует и пользуется большой популярностью. Однако, как правило, в рамках американской модели, прежде чем получить законченное высшее профессиональное образование в области менеджмента, человек должен накопить некоторый опыт практической работы, чтобы изнутри понять, что такое бизнес и менеджмент в реальной жизни. Лишь после этого он выбирает "карьерный путь" менеджера и снова возвращается в систему высшего профессионального образования для приобретения серьезных знаний именно в области бизнеса и менеджмента, которые становятся для него главной профессией.

Потребностям такого рода образования соответствует широко распространенная не только в США, но и во всем мире степень магистра делового администрирования (Master of business Administration, (МВА)), относящаяся к общему управлению предприятием, либо сопоставимая с ней степень специализированного магистра по таким функциям, как финансы, маркетинг, эккаунтинг, информационные системы, и т. п.

На магистерские программы обычно поступают люди в возрасте 25—30 лет, имеющие кроме степени бакалавра не менее двух лет практической работы. Степень магистра, присваиваемая в результате обучения, вообще говоря, не является ученой. Это степень скорее профессиональная, свидетельствующая о том, что получивший ее выпускник имеет не только теоретические, но и практические знания и отчасти навыки в области бизнеса и менеджмента на основе разбора большого количества управленческих ситуаций, участия в управленческих играх, стажировок в крупных фирмах, за границей и т. п. Программы МВА — основные для школ бизнеса, особенно ведущих. Они отличаются исключительной интенсивностью учебы и гарантируют высокое качество специалистов. За выпускниками первой десятки наиболее котирующихся школ бизнеса идет настоящая охота. Например, начальная зарплата магистра Гарвардской школы бизнеса — этой кузницы президентов корпораций, — по опросу 1996 г., в среднем превышает 100 тыс. долл. в год. Ее постоянный соперник — Стэнфордская школа бизнеса, ведущие места занимают Уортонская школа в Пенсильвании, Слоуновская школа в Массачусетском технологическом институте. Школа бизнеса Мичиганского университета и др. И в то же время у тех, кто оканчивает менее престижные школы, могут возникнуть проблемы с трудоустройством. В целом же, чтобы сделать карьеру профессионального управляющего в США, особенно в крупной фирме, или специалиста по бизнесу и менеджменту высокого ранга, наличие магистерской степени считается весьма желательным. В последнее время широко распространяются вечерние программы обучения по магистерским программам для руководителей-практиков высшего звена (Executive МВА). В целом профессиональную степень МВА ежегодно получают около 80 тыс. американцев, что составляет четвертую часть всех магистров, которых готовят американские университеты по всем специальностям.

В Европе наиболее близко к американской модели в настоящее время стоит британская система бизнес-образования, хотя в ней основной удельный вес составляют магистерские программы без отрыва от производства, а германская модель до недавнего времени доминировала в Австрии, Швейцарии, восточно-европейских странах.

Лет пятнадцать назад американские школы бизнеса, увлекшиеся академической, научной стороной образования в области менеджмента, стали подвергаться критике. По мнению некоторых, они формируют людей, находящихся в башне из слоновой кости, имеющих высокие амбиции, но не знающих реальной жизни, не умеющих приспособиться к переменам. Тем не менее, школы бизнеса в США отнюдь не разоряются. Более того, доходы от магистерских программ — это обычно хорошая поддержка для других, некоммерческих видов деятельности американских университетов. Если какие-то магистерские программы перестают пользоваться спросом, их заменяют другими. Чтобы усилить связь науки и практики, многие школы бизнеса предпочитают брать в преподаватели людей, поработавшихна руководящих должностях в фирмах и госведомствах и в то же время имеющих ученую степень, опытных в обучении и научных исследованиях. Профессора, прошедшие такого рода "ротацию", — это особая, очень ценная для школ бизнеса категория преподавателей.

Американский путь формирования профессиональных менеджеров имеет ярко выраженных оппонентов. Так, в Японии, например, существует всего лишь три школы бизнеса, главным образом для подготовки тех, кто намеревается работать за границей. Руководителей готовят сами фирмы на основе концепции "обучение посредством опыта", планомерно перемещая их по разным должностям. Это позволяет познать специфику различных аспектов бизнеса и досконально изучить свою фирму. Лишь в возрасте около 35 лет сотрудники имеют шанс получить первую руководящую должность. На японских фирмах учатся все — от рабочих до президента, и главная ответственность за это возлагается на руководителей каждого из подразделений, старшие учат младших. Направление практиков на обучение в сторонние учебные центры — дело не частое, хотя, например, на фирме "Мацусита Дэнки" существует Академия Мацуситы, где способных молодых людей с высшим образованием обучают еще целых пять лет. Но это исключение для элиты.

Большинство западно-европейских стран, среди которых лидируют Италия, Франция, Испания и Нидерланды, придерживается смешанной модели, в которой сочетается традиционная европейская система вузовской подготовки германского типа с американской. Школ, перешедших к такой модели, в Европе уже несколько сот, но полноценных, т.е. аккредитированных, школ не так много (в Испании — 10, в Италии — 14, во Франции — 26, в Нидерландах — 5 и т. д.).

Длительность обучения в них профессиональных менеджеров обычно несколько меньше, чем в США, но зато большее значение имеют работа над проектами, практика на фирмах и другие методы "обучения действием", где "академическая" компонента существенно меньше, чем в более традиционных программах. Главная • цель передовых европейских и многих американских программ — дать человеку новую "карьерную перспективу".

Традиционная система профессионального образования в России последних десятилетий (по любым специальностям, включая и управленческие) была основана на четком разделении базового и дополнительного профессионального образования и в принципе имела черты, свойственные германской модели. До сих пор человек, имеющий, скажем, медицинское или гуманитарное образование и не изучавший экономику и управление в вузе, должен был самостоятельно подготовиться к сдаче вступительного экзамена в магистратуру по программе бакалавра экономики. К тому же степень магистра в сегодняшней России рассматривается как научно-педагогическая, а не ориентированная на подготовку менеджеров-практиков. Более того, в российской классификации образовательных учреждений школы бизнеса, готовящие профессиональных менеджеров по американской схеме, пока не предусмотрены и их еще предстоит узаконить.

Однако постепенный переход к смешанной модели бизнес-образования уже начался. Это выражается в создании около двух десятков образовательных учреждений, имеющих черты школ бизнеса.

Высшее профессиональное образование по бизнесу и менеджменту в России в результате регулирующей деятельности государства приобретает определенную стройность. Оно осуществляется в рамках принятого в 1994 г. образовательного стандарта, а также классификатора направлений специализации высшего профессионального образования. Специальность "менеджмент" (№ 061100) включает в себя несколько десятков специализаций. Помимо диплома о высшем образовании специалист получает также квалификацию "менеджер", "экономист", "маркетолог", "бухгалтер". На специализации в рамках определенных специальностей государственный стандарт допускает отводить до 40% общего учебного времени. Вузам дано право открывать до 20 специализаций в каждой специальности (с отраслевой, функциональной, проблемной, региональной ориентацией), что сообщает достаточно большую гибкость высшему профессиональному образованию и создает условия для его приспособления к разнообразным запросам потребителей на рынке бизнес-образования.

Особое значение для фундаментальной подготовки бизнесменов и менеджеров имеет цикл дисциплин, направленных на развитие навыков управления и ведения бизнеса. Они предусматривают обучение эффективным коммуникациям в организациях, технике выступлений, искусству ведения деловых переговоров, управлению личным временем, организации личного труда, а также методам создания управленческих команд и решения проблем в них.

Уже в начале 1996 г. в России существовало несколько тысяч различных программ бизнес-образования. Вместе с тем баланса между общественной потребностью и предложением в этой области пока не достигнуто.

Говоря о судьбах российского бизнес-образования в условиях рынка, следует учитывать, что подготовка, формирование менеджеров в разных странах очень сближаются и по существу, и по методам организации обучения, особенно в последнее десятилетие. Менеджмент как профессия, как область знания становится поистине интернациональным. Освоение опыта управления каждой из стран, передача этого опыта — дело очень ценное и полезное, что начинают понимать все. Ведь это позволяет не только понять, как вести бизнес за границей, но и научиться избегать ошибок в ситуациях, которые не встречались в настоящем и прошлом, но вполне возможны в будущем. История чужого успеха или неудачи тоже бывает очень поучительна. И конечно, научные и эмпирические обобщения, выработка общих принципов эффективного управления, типизация его различных форм и условий их применения — все это предмет серьезной работы тех, кто думает о менеджменте в научном плане, продвигает вперед управленческую мысль.

Во всем этом многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной "управленческой цивилизацией". Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики, а тем более обучения управлению наиболее велико. Нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо.

Предложенный нашему читателю американский учебник по управлению вышел на русском языке как нельзя более кстати и заполнил вакуум литературы по менеджменту, существовавший в России в начале 90-х годов.

Читатели этой книги получили возможность освоить основы знаний о менеджменте, познакомились с наиболее важными достижениями западной управленческой мысли, узнали наиболее известные имена авторитетов науки и практики менеджмента. В целом это подготовило их к тому, чтобы сделать следующие шаги — углубиться в изучение специальной литературы по отдельным аспектам управления, обсуждать эти проблемы с западными коллегами или учиться менеджменту за рубежом. Такая особенность книги обладает большим достоинством на этапе нашего приобщения к современному менеджменту.

При добротном научном уровне данный учебник написан доходчиво, увлекательно, даже живо, чего не было ни в одной из предыдущих книг такого рода — отечественных или переводных. Его можно читать, не только готовясь к семинарам или к сдаче экзамена, но и просто для расширения кругозора, а то и для удовольствия. Основной контингент читателей, для которых книга оказалась полезной, — те, кто занялся изучением менеджмента, не имея серьезной предварительной подготовки и, может быть, даже высшего образования. В Америке этим учебником пользуются прежде всего студенты-бакалавры. Мне, в частности, довелось его использовать в качестве основного учебного пособия при чтении курса основ менеджмента в 1989 г. в Государственном университете Сан-Франциско для студентов этой категории. Но с учетом специфики нашей страны этот учебник используют многие. Среди них не только студенты и аспиранты, но и руководители, которые получают первичную подготовку в области менеджмента или повышают свою квалификацию, уже сложившиеся инженеры или экономисты с опытом конкретной работы в области менеджмента, открывшие новую для них область знаний, обычно не входившую в наши вузовские курсы. Людям разных возрастов и профессий, занимающихся самообразованием в области менеджмента, этот учебник тоже интересен и полезен.

Для преподавателей, налаживающих чтение курса основ менеджмента в российских вузах, эта книга особенно интересна с точки зрения методического подхода к организации изложения материала. На мой взгляд, она представляет собой хороший образец высокого научного уровня, отточенности определений и формулировок, чувства меры в изложении научных истин и в то же время полновесной информации о практике управления, ярких примеров и конкретных ситуаций для анализа. Обилие иллюстративного и схематического материала, обобщения в конце каждой главы, вопросы для обсуждения — все это, конечно, итог многолетней эволюции методики управленческого образования в Америке, а для нас — пример современного подхода к эффективному обучению студентов и руководителей. На сегодня та ниша, которую данная книга заняла в литературе по менеджменту на русском языке, все еще свободна.

Говоря о содержании "Основ менеджмента", следует отметить, что данная книга дает достаточно полное представление о состоянии управленческой мысли в уже сложившемся, можно сказать, классическом американском варианте. Читая ее, можно, в частности, сформировать определенную позицию по традиционному, но до сих пор актуальному вопросу: является ли управление наукой или искусством? Имеется достаточно оснований, чтобы утверждать, что это синтез науки, искусства и опыта, о чем говорится в главе 1. Это, конечно, тривиально, но важно осознать тот факт, что деятельность по управлению настолько сложна, а наука управления все еще настолько молода, что нужно с большой осторожностью оценивать ее возможности, разумеется, не умаляя полезности проверенных жизнью теорий и научно обоснованных методов. Никто не знает простых рецептов решения управленческих проблем, что многократно подчеркивается на страницах данной книги. Эта мысль лежит в основе методологии "ситуационного подхода" к управлению — едва ли не самого крупного научного результата в этой области за Последние два десятилетия.

Характерные для отечественной литературы прошлых лет заверения в том, что мы якобы способны "научно управлять" не только производством, но и обществом, как оказалось, не выдержали критики ни с теоретической, ни с практической точек зрения. С объективных позиций современное состояние научного знания об управлении и ведении хозяйства таково, что оно может служить источником не только озарений, но и серьезных заблуждений, а "научно обоснованные" теории и методы могут принести не только пользу, но и значительный вред. Необходимо признать, что миф о "научном управлении" долгое время был просто выгоден правящему слою бюрократии в административно-командной системе в нашей стране как один из аргументов централизации власти в ее руках. Опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента. Это можно видеть, читая многочисленные конкретные "ситуации", приведенные в главах данного учебника. И все же, как нам сегодня не хватает таких же ситуаций из российской практики.

Наблюдая за предприятиями и организациями, которые добиваются успеха в сегодняшней России, мы все больше убеждаемся, что в реальном управлении фигура ученого, эксперта, пожалуй, не так важна, как фигура руководителя, пусть не столь образованного, но владеющего таинствами управления как искусства в силу своих личных качеств, таланта, опыта, навыков и здравых суждений. Соединение таланта и научного знания в этой области дает синергетический эффект, умножая способности добиваться нужных результатов на практике. Сделать все, чтобы на поверхность реальной экономической жизни поднялись настоящие таланты в области бизнеса, менеджмента, предпринимательства, чего бы это ни стоило, — вот путь спасения в условиях рынка. Без этого в нашем хозяйстве не произойдет ничего хорошего.

Для читателя важно в то же время понять, что управление, менеджмент — это, конечно, самостоятельная область знаний, требующая вдумчивого освоения, это отдельная дисциплина, а точнее, междисциплинарная область, которую правильнее всего назвать "управленческая мысль", сочетающая в себе науку, опыт, ноу-хау, приумножаемые управленческим искусством. Читатели книги убедятся, что на управленческую мысль влияют достижения многих наук, а эволюция управления в XX в. как раз и состоит в использовании этих достижений для решения главной проблемы — как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы.

И действительно, первый прорыв в управленческой мысли, происшедший в начале века и связанный с тейлоризмом, был основан на положении о том, что управлять можно научно. Это явилось одновременно и озарением, и иллюзией, но фактически состояло в перенесении идей инженерных наук на управление в низовом производственном звене. Правда, довольно скоро в мире управления осознали принципиальную ограниченность тейлоризма. Следующий крупный шаг в развитии западной управленческой мысли, тесно связанный с предыдущим, состоял в распространении принципов управления, сформулированных А. Файолем, что можно признать первым самостоятельным результатом науки администрирования в ее теперь уже классическом варианте, ориентированном, прежде всего на построение формальных организационных структур и систем. Не случайно американцы называют этого француза отцом менеджмента.

Третий прорыв в управленческой мысли, сопоставимый по своему значению с первыми двумя, состоял в зарождении школы "человеческих отношений" на рубеже 30-х годов. В 40—60-е годы это направление было продолжено развитием теории организаций как социальных систем, но по своему характеру это было не что иное, как использование достижений психологии и социологии — наук о человеческом поведении — в управлении. В советской теории и практике ничего, кроме жесткого отпора "проискам" буржуазной идеологии в области налаживания "человеческих отношений", это не вызвало, а попытки отдельных ученых апеллировать к разуму привели лишь к разгрому социологии и остановили ее применение в управлении. Это наряду с недооценкой психологических аспектов поведения в реальных организацияхнанесло нам огромный ущерб, который до сих пор отнюдь не восполнен.

Новый рывок в управленческой мысли — развитие современных количественных методов обоснования решений в 50—60-е годы — оказался прямым следствием применения математики и компьютеров в управлении. В нашей стране в этот период экономико-математическое движение было особенно сильным, оно оказало большое и в целом положительное влияние на экономическую и управленческую мысль, хотя и не было лишено серьезных иллюзий и значительных недостатков. Именно "количественная школа" в мировой управленческой мысли стимулировала привлечение положений теории систем, кибернетики — областей науки, синтезирующих, интегрирующих сложные явления, — к управлению, что по прошествии времени способствовало преодолению конфликта между рационализмом сторонников "науки управления" и романтизмом энтузиастов налаживания гармонии в человеческих отношениях, организациях и обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: