Федеральное агентство по образованию и науке
Владимирский государственный педагогический университет
Н.Г.АБРАМЯН
Краткий курс психологии
В вопросах и ответах
Учебное пособие для неспециальных факультетов
Педагогических вузов
Владимир
ББК 88 я 73 А 16
УДК 15
Абрамян Нина Георгиевна
Краткий курс психологии в вопросах и ответах. Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов. – Владимир, 2005. – 277с.
Рецензент: доктор психологических наук профессор В.А. Зобков
Учебное пособие для неспециальных факультетов вузов в соответствии с Госстандартом ВО РФ по курсу психологии включает следующие разделы: общая психология, экспериментальная психология, возрастная психология, практическая психология, педагогическая психология, социальная психология, история психологии.
Пособие предназначено для студентов всех форм обучения неспециальных факультетов.
ГОУ ВПО «Владимирский государственный педагогический университет»
|
|
Факультет психологии
Кафедра общей и педагогической психологии
© Абрамян Н.Г., 2005.
Посвящается
моим родителям –
Седе Леонтьевне и
Георгию Григорьевичу
От автора
Идею написать пособие, в котором были бы собраны ответы на основные вопросы курсов психологии, изучаемых на неспециальных факультетах педагогических вузов, подали мне студенты факультета коррекционной педагогики ВГПУ, на котором я работала с его основания.
По всем курсам в течение трёх лет обучения они сдавали зачёты и экзамены. В процессе нашего общения студенты факультета обычно составляли собственные схемы ответов на все экзаменационные вопросы, т.е. создавали индивидуальные пособия для подготовки к зачетам и экзаменам.
А вот такого сборника «семь в одном» (общая, возрастная, экспериментальная, практическая, педагогическая, социальная, история психологии) у них пока не было. Хотелось создать некое «руководство к действию» по любому из курсов, входящих в программу обучения психологии в вузе.
Выношу признательность организатору факультета – проректору по научной работе профессору А.Е.Пальтову и нынешнему его декану – доценту В.А.Калябину за доброе отношение и поощрение моих методических начинаний. Особая благодарность за помощь в работе – старшему преподавателю кафедры психологии – кандидату психологических наук Е.В.Прониной.
Н.Абрамян
РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Предмет психологии как науки
«Когда один древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, он не ошибся», - писал российский психолог М.С. Роговин в одной из своих книг в 60-е годы. Мудрец правильно определил то, что лежит в основе психологии. Постоянно растущий интерес к психологии сегодня – общепризнанный факт. Более того, социологи, политологи прогнозируют, что XXI век будет веком наук, связанных с изучением человека, и прежде всего, его психологии.
|
|
Осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, спорте без понимания закономерностей человеческой психики невозможно.
Для человека нет большего источника интереса, чем он сам. Благодаря этому развивается психология житейская и научная.
Ежегодно издается более 10 тысяч работ по психологии. Человеческий интеллект не в состоянии переработать такого количества информации. Это затрудняет постижение научной психологии.
Всякая наука и ее возникновение связано с жизненными потребностями. Возникновение психологии было обусловлено, в первую очередь, потребностями людей, и в этом история психологии связана с историей других наук. Но, несмотря на возможные аналогии с возникновением других наук, психология имеет специфические особенности. Психолог XIX века Герман Эббингауз афористично заметил, что у психологии “огромная предыстория и очень короткая история”. Действительно,
1 этап существования психологии – так называемый донаучный; психология возникла с возникновением человека и сконцентрировала в себе знания в виде религии, художественной литературы, фольклора («семь раз отмерь - один отрежь», «чужая душа - потемки»).
2 этап - развитие психологии в недрах философии т.к. каждый философ рассматривал особенности психики человека. (см. Ю.Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию. – М., 1996. – С.23. – Лекция №2).
Если делать краткий исторический экскурс, следует назвать ряд имен выдающихся философов, внесших вклад в становление психологии как самостоятельной науки.
Известно, что еще в античные времена в русле антагонизма двух начал – идеалистического и материалистического – философы спорили о происхождении души. Так, основы естественнонаучного материалистического подхода к психике заложены Аристотелем в трактате “О душе”; в нем упоминалась неделимость души и тела, главной функцией души признавалась реализация биологического существования организма. Идеалистическое же понимание души мы находим в работах Платона и его учителя Сократа, для которых душа отражает идеальное, метафизическое, этическое. Платон постулирует изначальное существование мира вне материи и индивидуального сознания. Сократ же признавал душу самым высоким, что есть в человеке, и завещал заботиться о ней больше, чем о здоровье тела. Идеи античных философов оставили значительный след в истории развития психологии.
Эпоха Просвещения была отмечена такими вехами, как открытие рефлекса, объяснение природы поведения (требование изучения состояния и содержания сознания Р.Декарта, закон ассоциации Джона Локка).
Философы-материалисты, в отличие от идеалистов, в XIX веке указали на особенности психического отражения по сравнению с отражением в неживой природе, например, в работе В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» даны такие признаки психического отражения:
1. Психика отражает не только настоящее, но и прошлое и будущее.
2. Психика способна активно давать не точную копию отражения объекта, а “субъективный образ объективного мира”, т.е. быть пристрастной. Материалистическое понимание психики можно выразить в следующих положениях:
психика – вторичное, производное от материи явление, а материя – первичное, носитель психики;
психика – свойство особым образом организованной материи – мозга, она возникает как свойство мозга отражать материальный мир.
|
|
3 этапистории психологии как науки – развитие психологии как самостоятельной науки.
«Отцом психологии» принято считать Вильгельма Вундта. В 1879 г. был изобретен метод психологии и основана 1 экспериментальная лаборатория. Психология, благодаря эксперименту, оторвалась от философии и стала изучать скорости психических реакций, ощущения, эмоции. Заслуга В.Вундта в создании интернациональной школы психологов.
Из школы Вундта в полемике с ней из-за неудовлетворенности методом самонаблюдения вышли и отмежевались целые направления в психологии. Одним из них стал бихевиоризм (поведенческая психология). Эдвард Торндайк, Джон Уотсон (основоположники) считали, что предметом науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т.е. факты поведения, а не факты сознания. Дж.Уотсон в работе “Психология с точки зрения бихевиориста” (1913г.) писал: “Поведение – это система реакций”.
S R |
А у всякой реакции всегда должен быть некий стимул. Поэтому единицей поведения бихевиористы признали формулу:
стимул реакция
Бихевиористы проводили опыты на крысах, поощряя или наказывая их, при этом отказывались от изучения человеческого сознания, затем механически переносили выводы о поведении животных на поведение человека. Один из законов бихевиоризма – закон эффекта – гласит: “Эффект удовлетворения закрепляет связь между стимулом и реакцией, а разочарование разрушает эту связь”. Бихевиоризм основывался на рефлекторной теории И.П.Павлова. Берхауз Скиннер «придумал» постулат: “Нужно управлять поведением через организацию внешней среды”. Его идеи используются в современных теориях обучения.
Следующее течение в психологии возникло в противовес бихевиоризму, это психоанализ (фрейдизм). Основоположник – Зигмунд Фрейд. Его труды – “Толкование сновидений”, “Психопатология обыденной жизни”, “Лекции о бессознательном”.
Фрейд считал, что опроверг Вундта своим учением о бессознательном: по Вундту, психика – это то, что открывается человеку в самонаблюдении, а по Фрейду, – это, всего лишь, надземная часть айсберга.
|
|
Толчком к подобным наблюдениям Фрейда стал эпизод, когда человек под гипнозом выполнил его задание, но пытался объяснить это другими причинами. Ключом к изучению бессознательного Фрейд считал анализ снов, потому что у ребенка сны часто носят характер исполнения желаний, а у взрослого символистский характер снов маскирует его глубокие желания, о которых он не знает. Другой путь – толкование свободных ассоциаций или ошибочных действий. Большое значение Фрейд придавал ошибочным действиям, т.к. они часто выдают желание человека (оговорка, забывание). Особая заслуга Фрейда – обнаружение ранее не исследованного пласта психики человека – бессознательного. В человеке, по Фрейду, соседствует “принцип удовольствия” и “принцип реальности”. Подавленный “принцип удовольствия” отходит в сферу бессознательного и оттуда управляет поведением человека. Свою теорию о структуре личности Фрейд превращает в общее учение о человеке, которое господствует в науке долгие десятилетия.
сверх я –
моральный цензор
Я –
сознание
оно –
бессознательное (сфера комплексов, рефлексов, половой
инстинкт, стремление к власти, агрессии).
Именно сфера бессознательного, по Фрейду, - основа деятельности человека.
Российская психология особенно интенсивно стала развиваться с начала XX века и представлена именами таких выдающихся психологов, как Лев Семенович Выготский («Моцарт психологии»), создатель культурно-исторической теории («человека нельзя понять не обращаясь к реальным условиям его жизни»); Александр Романович Лурия, Петр Яковлевич Гальперин, Алексей Николаевич Леонтьев, которые в своих исследованиях по-разному определяли предмет науки, круг изучаемых ею вопросов. Этапы становления психологии как науки подробно освещены в «Атласе по психологии» М.В. Гамезо, И.А.Домашенко.
Таким образом, следует говорить о том, что предмет психологии на протяжении ее существования менялся, об этом свидетельствуют многочисленные подходы к нему, представленные выше в направлениях развития науки.
После экскурса в историю психологии, обратимся к ее предмету. Более 200 лет назад немецкий философ Х.Вольф ввел в научный обиход термин «психология»: «псюхе» - душа, «логос» - учение. Любая наука имеет предмет изучения (круг изучаемых вопросов.)
Предмет психологии един для всей науки психологии, но уточняется в каждой отрасли. Психология изучает психическую деятельность человека. Это наука о закономерностях возникновения, развития и проявлений психики. Психология – наука о психических процессах (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь), психических свойствах (гибкость ума, настойчивость, наблюдение, характер, способности) и психических состояниях (например, гнев, радость, восторг).
Таким образом, по мысли Ю.Б. Гиппенрейтер, «психология – это наука о самом сложном, что пока известно человечеству, – о самом человеке”.