Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Альтернативные программы построения психологии




Одновременно с Вундтом были предложены и другие альтернативные программы построения новой психологии, ориентированных на функциональный способ построения предмета психологии, ранее недоступному психологии сознания. Авторами наиболее известных из них выступили Франц Брентано (1838-1917), Иван Михайлович Сеченов (1829 - 1905). Отдельно нужно выделить программу, предложенную Вильгельмом Дильтеем (1833 - 1911).

Наряду с экспериментальной психологией Брентано (Рис 15) изложил программу изучения психологии в работе "Психология с эмпирической точки зрения" (1874), которая оказала влияние на формирование нового понимания психологии как науки.

Исходным понятием для построения предмета психологии стала «интенциональность», понимаемая как направленность сознания. Она обусловливается внутренней активностью сознания. Поэтому психология должна строиться как наука об акте сознания, психических действиях, благодаря которым появляются психические элементы и становятся объектом осознания. Изучение актов и есть уникальная сфера психологии.

Несмотря на то, что сознание направлено на что-то, активно, целостно и предметно, объект представлен феноменально, поскольку его бытие мыслится зависящим от актуализации его в сознании субъекта. Включенность объекта в психический процесс выражается в представлении объекта в форме образа (идеация), суждении об объекте как истинном или ложном; эмоциональной оценке объекта как желаемого или отвергаемого.

В соответствии с пониманием предмета считал, что реальные процессы сознания необходимо наблюдать в их естественном течении и составе, фиксируя феномены сознания в их целостности и естественности.

Данное направление послужило основанием развития функционализма. Феноменологические идеи легли в основу гештальтпсихологии. понятие об интенции было преобразовано З.Фрейдом, который слушал лекции Брентано, в идею о направленности психической энергии на внешние объекты (включая собственное тело субъекта).

Проект развития психологии как самостоятельной науки одновременно с Вундтом был предложен отечественным физиологом И.М.Сеченовым. (Рис 16) Основную задачу он видел в том, чтобы вывести психологию из тупика изучения внутреннего сознания. Открыв тормозные центры - локализованных в таламической области мозга нервных центров, раздражение которых способствовало задержке двигательной активности человека, разработал рефлекторную теорию психического. По его мнению, любой психический акт имеет начальное, центральное и конечное звенья. Психический процесс всегда имеет причину во внешнем мире: он вызывается внешними воздействиями среды на организм и приводит к возникновению ощущений и представлений. Они, в свою очередь, выполняя ориентировочную функцию в конкретной ситуации, за счет активации определенных зон мозга, отвечающих за двигательную деятельность человека, приводят к определенному реагированию на эту ситуацию в виде какой-то двигательной реакции, поведенческого акта. Таким образом, Сеченов впервые обосновывает положение о сигнальной и регуляторной роли психических актов.




По мере психического развития и усложнения человека, внутренние (по отношению к внешнему миру) условия (пережитые мысли, чувства, сформировавшийся опыт) становятся самостоятельными регуляторами и побудителями действий. Мышечная чувствительность сигнализирует о конечных результатах ответных двигательных реакций, свидетельствует об актуальном состоянии двигательных актов и позволяет производить их корректировку. Таким образом, мышечное чувство выступает общим регулятором всей психической деятельности.

Несмотря на совпадение по структуре и по происхождению физиологических и психических процессов отстаивал принципиальную несводимость психического к физиологическому, но и не допускал обособления психики ни от внешнего мира, ни от физиологических процессов.

Предметом изучения психологии должно стать происхождение психических деятельностей. Психология должна анализировать все звенья единого и целостного психического акта: его возникновение под влиянием внешних воздействий (начальное звено), интеграцию психики в центральном звене рефлекса и внешнее выражение психического акта в виде определенной двигательной или речевой реакции (завершающее звено).



Его программа также определяла предмет психологии функционально: психика рассматривалась в роли (функции) средства регуляции взаимоотношений организма и среды - процесса, запечатленного впоследствии в категории поведения (Сеченов, 1995, Ярошевский, 1981).

В качестве адекватного метода изучения психики признавал генетический подход, а изучение психических процессов с помощью физиологический, объективный метод, поскольку в основе психических процессов лежит физиологический по своему характеру механизм рефлекса.

Идеи Сеченова привели к утверждению и развитию объективной психологии в России. Его программа подводила ученых к изучению целостного поведения, которые нашли отражение в трудах В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и др., также его взгляды на природу психического получили свое развитие и в бихевиоризме.

Со второй половины XIX века возникает научная установка в психологии, и делаются попытки развить психологию как строгую и естественную науку. Тем не менее, в Германии сильны традиции, сформулированные Вико, Гердером, Гегелем о необходимости понимания действия человека с точки зрения морали, нравственности, мотивов.

В становлении психологии как самостоятельной науки с самого начала сложилось анти-научное направление (Г.П.Щедровицкий), преодолевающее рассмотрение психологии как естественнонаучной дисциплины, – «понимающая» психология.

Вильгельм Дильтей (1833 - 1911) в статье "Идеи описательной психологии" (1894) выступил с проектом создания наряду с психологией, которая ориентируется на науки о природе, особой дисциплины, способной стать основой наук о "духе". Выделение данного понимания психологии было связано с пониманием психического, несводимого к материи, к научному описанию, построенному на естествознании. Он считал, что "метод объяснительной науки возник из неправомерного распространения естественно-научных понятий на область душевной жизни" (по Ждан). Поэтому должна быть построена новая психология, предметом которой являлась бы полнота человеческой природы. Дильтей (Рис 17) назвал ее "описательной" психологией. Описание противопоставлялось объяснению, построению гипотез о механизмах внутренней жизни; расчленение – конструированию схем из ограниченного числа однозначно определяемых элементов. Взамен психических "атомов" новое направление предлагало изучать нераздельные, внутренне связанные структуры, на место механического движения – поставить целесообразное развитие. Критикуя "объяснительную психологию", Дильтей объявил понятие о причинной связи вообще неприменимым к области психического (и исторического): здесь в принципе невозможно предсказать, что последует за достигнутым состоянием. Связные комплексы первоначальны, они представляют неразложимую цельность и даны в переживании. Поэтому переживание становится в его концепции основным методом изучения.

Он подчеркивал, что человека можно понять только из истории, которую рассматривал как историю духа. В процессе истории люди выступают как духовные целостности, субъекты. Психология как наука о личности должна стать описательной психологией, опирающейся на метод понимания (отсюда ее второе название – понимающая психология). Для понимания характерен целостный подход к человеку, раскрывающий структуру его душевной жизни в единстве аффекта, интеллекта и воли. В центр человеческой истории ставилось переживание. Оно выступало в виде внутренней связи, неотделимой от ее воплощения в духовном, надындивидуальном продукте. В психологическом познании возможно раскрыть смысловое содержание душевной жизни личности. Оно становится понятным, если мы постигаем направленность данного человека, выделяем и понимаем, что для него ценно. В окружающих условиях человек выбирает что-то как ценное и отвлекается от другого. Индивидуальное сознание соотносилось с миром социально-исторических ценностей.

По оценке С.Л.Рубинштейна, «психология Дильтея может быть охарактеризована как вершинная психология. … Дильтей хочет познавать психологию личности в ее глубинах. … психологические глубины личности раскрываются … в самых высших ее объективированных проявлениях» (С.Л. Рубинштейн Основы…).

В дальнейшем его ученик Эдуард Шпрангер (1882 - 1963) в книге "Формы жизни" (1914) продолжая идеи Дильтея, излагает свое понимание задач психологии как науки о духе, которую считает единственно оправданной наукой о человеческой психики. Отвергает психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновывает истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем ил иным содержанием культуры. Это содержание проявляется в ценности как определяемой эмоциональным отношением субъекта, но в тоже время как объективного образования, противостоящего субъекту и оказывающее на него воздействие. Основной задачей духовно-научной психологии является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре «объективного духа» (проявляемого в ценностях культуры) и выявление основных типов направленности, получивших название форм жизни.

Психология в данном проекте обращается к духовности, к индивидуальности человека, его уникальности и выстраивании связей с культурным пластом. Понимающая психология предприняла попытку изучить человека как целостность, как индивидуальность, как личность, включенная в культурный контекст.

Понимающая психология показала новые возможности построения психологии как гуманитарной науки, вскрыла ограниченность применения естественно-научно ориентированных способов изучения психического. Однако данное направление некоторое время не имело влияния, было многими учеными-исследователями вытеснено из познания психического. Лишь на рубеже XIX-XX веков психология оказывается в центре дискуссии о своеобразии «наук о природе» и «наук о духе», начало которой было положено Страсбургской речи В.Виндельбанда. Позже в своей книге "История и наука" (1904) он разделяет естественно-научную и гуманитарную ориентации, названные номотетической и идеографической. Идеографический способ исследования ориентирован на описание и объяснение сложного целого. При этом описание должно быть полным и конкретным, единичный элемент (то есть личность) должен быть представлен как уникальный феномен. Номотетическое исследование в противоположность этому ориентировано на открытие общих законов, справедливых для любого частного случая. Основные структуры и процессы раскрываются при помощи экспериментальных процедур.

Тем самым психология уже на этапе своего становления как самостоятельной научной дисциплины обозначила различные методологические положения понимания психического. Применение методов физики, физиологии, математики для изучения сложных психических явлений приводило к дискуссиям и разработкам новых методов. Расширение областей практического применения психологии, рост числа собственно прикладных психологических исследований в конце XIX - первые десятилетия XX в. приводило к росту противоречий между методологическими основаниями и конкретно-научными результатами проводимых исследований. Это привело к отказу от единого подхода к рассмотрению психического и к ситуации кризиса в психологии.





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 1849; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9340 - | 7295 - или читать все...

Читайте также:

 

3.81.29.226 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.