Практическая психология

Научная психология

Знания научной и практической психологии как основа учебного курса

ТЕМА 10. РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ПСИХОЛОГИИ (4 ч.)

ПЛАН:

  1. Знания научной и практической психологии как основа учебного курса
  2. Многообразие психологических знаний в учебном курсе
  3. Печатные и электронные источники знаний для преподавания психологии
  4. Технология разработки учебного курса

Основу учебной дисциплины составляют научные и практические психологические знания.

Главная цель научной психологии – поиск новых психологических знаний о внутреннем мире и механизмах поведения людей. Она опирается на эмпирические научные факты, т.е. факты, получаемые опытным путем. Это отличает психологию как науку от философского познания человека с помощью рассуждений и логических умозаключений. В связи с этим фактический, эмпирический материал должен быть составной частью учебного курса психологии, поскольку он обеспечивает научную доказательность излагаемого материала.

Научной психологии свойственна системность. Она стремится к систематическому описанию всего мира психических явлений человека, его личности или какой-либо сферы его психической жизни. Поэтому в психологии большое значение придается построению теорий и классификации психологических феноменов. Отсюда вытекает принцип системности в преподавании психологии, который заключается в том, что учебная дисциплина должна быть построена логически последовательно, рассматривать разные теоретические подходы к проблеме.

По причине обобщенности знаний научной психологии она широко опирается на абстрактные понятия и общие научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение способности и т.д.

Абстрактность психологических понятий часто вызывает трудности при усвоении психологии. Поэтому необходимо опираться на примеры из жизни или эмпирических исследований, чтобы проиллюстрировать основные понятия.

Особенностью ряда научных психологических понятий является то, что они обозначаются теми же словами, что и многие житейские понятия, но значение этих слов отличается. С самого начала изучения психологии студенты должны быть настроены на постепенное усвоение научного языка.

Главная цель практической психологии – разработка способов психологической помощи людям.

Следует отметить, что практическая психология отличается от прикладной, которая ориентирована на изучение возможного применения научно-психологических знаний для решения практических задач.

Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных и профессиональных проблем. Методы практической психологии направлены на психологическую помощь. К основным методам практической психологии чаще всего относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу (тренинг).

Предметом практической психологии являются индивидуальность человека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических явлений. В этом состоит одно из достоинств практической психологии, которая дает возможность понимания конкретного человека.

Критерием достоверности знаний этого типа являются опыт и эффективность работы специалистов. Поэтому некоторые дисциплины психологического цикла успешно преподают психологи, имеющие опыт практической психологической работы.

Практические психологи работают с конкретными случаями. Однако практический опыт не всегда обеспечивает доказательность тех или иных психологических идей. Обобщенность знаний в практической психологии также имеет значение. Чем больше специалистов убеждается на практике в эффективности тех или иных методов работы. Тем в большей мере эти методы получают признание в области практической психологии.

Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, что является основой для формирования соответствующей концепции практической психологической работы. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы оказания им психологической помощи.

Концепции практической психологии отличаются метафоричностью, т.е. использованием терминов, имеющих переносный образный смысл. Примером этому может служить использование мифологических персонажей в работах З.Фрейда («эдипов комплекс»). Метафоричность придает наглядность, доступность и убедительность изложению идей и рекомендаций практической психологии.

В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: