Виды мышления. Если исходить из того, какое место в мыслительном процессе отводится слову, образу и действию, то следует принимать следующую классификацию видов мышления

Если исходить из того, какое место в мыслительном процессе отводится слову, образу и действию, то следует принимать следующую классификацию видов мышления: наглядно-действенное (практически-действенное, сенсомоторное), наглядно-образное, отвлеченное (словесно-логическое или абстрактное).

М.В.Гамезо и И.А.Домашенко предлагают в «Атласе по психологии» выделение видов мышления по разным основаниям:

по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое;

по характеру решаемых задач: теоретическое и практическое;

по степени развернутости: дискурсивное (т.е. основанное на предшествующем суждении) и интуитивное;

по степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее – мышление на обнове образов и представлений, почерпнутых из каких-либо источников) и продуктивное (творческое – на основе творческого воображения);

конвергентное (логическое, последовательное, линейное) и дивергентное (творческое, разноплановое – быстрота, гибкость, оригинальность, точность – по Гилфорду).

Остановимся на видах мышления по форме.

Первый вид мышления - практически-действенное (наглядно-действенное) - характеризуется тем, что мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Это наиболее ранний - исторически и онтогенетически - вид мышления. Определяя мышление ребенка, решающего задачи, непосредственно манипулирующего предметом, И.М.Сеченов назвал этот период «стадией предметного мышления». Ребенок решает мыслительную задачу, непосредственно манипулируя предметом, разбирая игрушку, например.

Сегодня с помощью практически-действенного мышления решаются сложнейшие технические задачи, например, определяются оптимальные формы кораблей, автомобилей, самолетов.

Второй вид мышления - наглядно-образное. Возникает у дошкольников примерно от 4 до 7 лет. Дети мыслят наглядными образами, еще не владея понятиями. Детский психолог Жан Пиаже экспериментально доказал, что такое мышление детей подчинено восприятию.

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что содержание мыслительной задачи основано на образном материале: человек обобщает, сравнивает в ходе этого мышления предметы и явления, их образы. Здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Человек стремится обобщить, сравнить различные образы предметов, явлений, событий.

Многим, наверное, приходилось слышать «Блоху» Мусоргского в исполнении Е.Нестеренко, народного артиста СССР, солиста Большого театра. Какой незабываемый, яркий образ создали композитор Мусоргский и певец Нестеренко! В учебнике психологии под редакцией В.В.Богословского приводится пример литературного и музыкального образов ленинградской блокады, созданных в романе А.Чаковского «Блокада», стихах Ольги Берггольц и седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича. В этих образах проявилось своеобразие, индивидуальность их творцов.

Третий вид мышления - словесно-логическое мышление. При преобладании такого вида мышления задачи решаются в вербальной форме. Этот вид мышления характерен для людей, занимающихся техническим творчеством, философов, логиков. На основе практического и наглядного мышления в подростковом возрасте активно развивается абстрактное (словесно-логическое) мышление.

Все виды мышления взаимосвязаны. Например, при решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: