Способы активизации мышления

Для творческой работы необходимо обладать способностью самостоятельно и критично мыслить, проникать в сущность явлений. Обратимся к вопросу о том, как можно активизировать и развивать мышление.

Важна самоорганизация, осознание приемов и правил умственной деятельности. В частности, при решении задач необходимо уметь:

1) управлять этапами;

2) регулировать ассоциации;

3) включать образные компоненты (например, В.Н.Пушкин в статье «Эвристическая деятельность человека» пишет о так называемых систематических (алгоритм) и эвристических (за счет догадки) планах решения мыслительных задач)

Стимулировать мышление может и создание определенной мотивации (причем ведущий мотив может быть самым разным: от жизненной необходимости до интеллектуального удовольствия). В «Элементах практической психологии» Р.М.Грановской по этому поводу приводится интересный пример из жизни ученых. Резерфорд высоко ценил в учениках самостоятельность мышления, инициативу и делал все для того, чтобы выявить у человека его индивидуальность. Однажды Резерфорду сказали, что один из его учеников работает над безнадежной задачей и напрасно тратит время и деньги на приборы. П.Л.Капица вспоминал, что на это заявление Резерфорд ответил: «Я знаю, что он работает над безнадежной проблемой, но зато эта проблема его собственная, и если работа у него не выйдет, то она научит его самостоятельно мыслить и приведет к другой задаче, которая будет уже иметь решение». Именно такое отношение к ученикам способствовало тому, что Резерфорд создал мощную научную школу.

Существуют специальные приемы стимулирования мыслительной деятельности путем решения различного рода задач. Так, для развития способности к абстрактному мышлению, отвлечения главного от второстепенного, используют задачи с избыточными данными, уводящими от правильного ответа.

Следующий способ активизации мышления - подсказка - сообщение очередного хода решения, дополнительных данных, аналогий. Учителю рекомендуется не подсказывать, когда ответ почти найден учеником, иначе может возникнуть «эффект запирания», когда ученик умолкает. С.И.Самыгин и Л.Д.Столяренко называют такие способы активизации мышления, как «мозговой штурм» (автор брейнсторминга – А.Осборн), синектика (У.Гордон), метод фокальных объектов и другие (см. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов-на Дону, 2000. – С 101.)

Используют также и специальные тесты, направленные на развитие мышления и памяти, их можно найти в специальной литературе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: