Психодиагностика как наука. Методология получения данных

Психодиагностика – это не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина.

Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека. Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики. Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Структура психодиагностики включает общая теория психологического измерения; частные теории и методики измерения свойств и поведения личности; теории и методики оценивания, или внетестовая диагностика.

Теоретическая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правил построения и выводов, объясняющих психические состояния человека в виде психодиагностических констант.

Любая константа должна иметь теоретический смысл и практическую значимость для выявления той или иной проблемы.

Важной составной частью является дифференциальная психометрика – область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений, с количественным определением психических явлений.

Это основной раздел теоретической психодиагностики. Она обосновывает требования, которым должны удовлетворять измерительные диагностические процедуры с целью их разработки и на этапе применения.

Как любая из отраслей психологии, теоретическая психодиагностика опирается на общепсихологические принципы:

1. Принцип отражения (адекватное отражение может обеспечить человеку полноценную регуляцию его психической деятельности).

2. Принцип развития – он ориентирует не только на изучение условий возникновения психического явления, но и на изучение тенденции развития.

3. Принцип диалектической связи психических явлений (принцип детерминизма).

4. Принцип связи (принцип единства сознания и деятельности).

5. Личностный принцип – требует от психодиагноста анализа индивидуальных особенностей человека, его онтогенеза.

Практическая психодиагностика – свод правил применения диагностического инструментария, а также знания этических и профессиональных норм работы с испытуемым.

Психолог-практик должен:

1. Понимать условия обследования и учитывать эти условия при интерпретации результатов;

2. Уметь оценить состояние испытуемого;

3. Уметь сообщить информацию.

Основная проблема психодиагностики – предмет исследования нам не представлен в ощущениях (например, в медицине - давление, температура и т.д.)

Психологическая диагностика осуществляется с помощью большого набора средств и инструментов, в том числе и тестов, - это диагностические методики. Практическая психодиагностика занимается конструированием методик, уточнением требований к методикам, правил их применения, границы выводов, на которые может претендовать психолог, – это является основным предметом психодиагностики.

Задача теоретической психодиагностики – разработка новых инструментов исследования, более надежных и валидных, нежели имеющиеся сегодня.

Таким образом, психодиагностика – это раздел психологии, изучающий принципы, методические приемы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых психических феноменов, позволяющих установить диагноз.

В сущности, основная задача психологической диагностики заключается в измерении различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: