Важнейшую роль в системе социальной реабилитации играет психодиагностика – наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. В зарождении научной психодиагностики, которое относится к концу XIX – началу XX века, большую роль сыграла деятельность Вильгельма Вундта (1832 – 1920), Френсиса Гальтона (1822 – 1911), Германа Эббингауза (1850 – 1909), Джемса Кеттелла (1860 – 1944), Альфреда Бине (1857 – 1911), Григория Ивановича Россолимо (1860 – 1928) и др.
Психодиагностика как научная дисциплина опирается на общепсихологическое знание диагностируемых свойств. Собственной методологической основой психодиагностики выступает психометрика, которая разрабатывает технологию создания психодиагностических методик и формулирует набор психометрических требований, которым они должны отвечать (надежность теста, валидность теста).
Психодиагностика включает в себя помимо методического обеспечения:
1. умение психодиаганоста контактировать с обследуемым в различных психодиагностических ситуациях;
2. технологию регистрации результатов обследования, составления диагностического заключения по результатам обследования и предоставления клиенту обратной связи о результатах;
3. профессионально-этические стандарты и требования к диагносту (компетентность и ответственность психодиаганоста, конфиденциальность и нераспространение психодиагностической информации, сохранение профессиональной тайны и ограничение доступа непрофессионалов к психодиагностическим методам, соблюдение принципа благополучия клиента, право клиента на получение информации о целях и основных результатах обследования).
Психодиагностические методики подразделяются на две группы (К.М. Гуревич, Е.М. Борисова, 2000):
· строго формализированные методики, для которых характерно точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.; данные методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и дают возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой;
· малоформализованные методики, которые дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.).
Строго формализованными методиками являются:
· тесты (от англ. test – испытание, проверка, проба) – это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми;
· опросники – группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений; в отличие от тестов в опросниках не может быть «правильных» и «неправильных» ответов;
· методики проективной техники – группа методик, для которых характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление ее отдельных черт (например, интерпретация содержания сюжетных картинок, завершение неоконченных предложений, толкование неопределенных очертаний и т.п.);
· психофизиологические методики – методики, диагностирующие природные особенности человека, обусловленные свойствами его нервной системы.
Малоформализованными методиками являются:
· наблюдения – древнейший метод психологической диагностики, дающий обширную информацию о человеке и незаменимый там, где неразработаны или неизвестны стандартизированные процедуры;
· беседы – метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации, искусство использования которого заключается в умении задавать вопросы и получать достоверные ответы;
· интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом;
· анализ продуктов деятельности – количественно-качественный анализ документальных и материальных источников (писем, автобиографий, дневников, фотографий, видеозаписей, творческих результатов в разных видах искусства, материалов газет, журналов и т.п.).
Малоформализованные и строго формализованные диагностические методики как правило, взаимно дополняют друг друга.
Можно выделить несколько областей практического применения психодиагностики:
1) реабилитационная деятельность (психодиагностика выступает первым этапом социально-психологической, профессиональной и т.п. реабилитации различных категорий граждан);
2) обучение и воспитание (например, определение психологической готовности к школьному обучению, выявление причин неуспеваемости и нарушений в личностной сфере, дифференциация обучения, профессиональная ориентация, реализация индивидуального подхода и др.);
3) профессиональный отбор и профориентация в учреждениях службы занятости, на предприятиях и в специализированных учебных заведениях;
4) клинико-консультационная и психотерапевтическая работа (поиск причин возникновения конкретной проблемы клиента; выбор способов и приемов, способствующих их разрешению);
5) судебно-психологическая экспертиза – исследование непатологических психических аномалий участников уголовного или гражданского процесса, имеющих значение для установления истинности по уголовному (гражданскому) делу.
Психодиагностика – это лишь один из первых (хотя и очень важных) шагов на пути к психологической помощи человеку. Как правило, после психодиагностики проводится психокоррекционная работа.