Психодиагностика в системе социальной реабилитации

Важнейшую роль в системе социальной реабилитации играет психодиагностика наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека опреде­ленных психологических признаков. В зарождении научной психодиагностики, которое относится к концу XIX – началу XX века, большую роль сыграла деятельность Вильгельма Вундта (1832 – 1920), Френсиса Гальтона (1822 – 1911), Германа Эббингауза (1850 – 1909), Джемса Кеттелла (1860 – 1944), Альфреда Бине (1857 – 1911), Григория Ивановича Россолимо (1860 – 1928) и др.

Психодиагностика как научная дисциплина опирается на общепсихологическое знание диагностируемых свойств. Собственной методологиче­ской основой психодиагностики выступает психо­метрика, которая разрабатывает тех­нологию создания психодиагности­ческих методик и формулирует набор психометрических требова­ний, которым они должны отвечать (надежность теста, валидность те­ста).

Психодиагностика включает в себя помимо методического обеспе­чения:

1. умение психодиаганоста кон­тактировать с обследуемым в различных психодиагностических ситуациях;

2. технологию регистрации результа­тов обследования, составления ди­агностического заключения по ре­зультатам обследования и предо­ставления клиенту обратной связи о результатах;

3. профессионально-этические стандарты и требования к диагносту (компетентность и от­ветственность психодиаганоста, кон­фиденциальность и нераспростране­ние психодиагностической информации, сохранение профессиональной тайны и ограничение доступа непрофессио­налов к психодиагностическим ме­тодам, соблюдение принципа благо­получия клиента, право клиента на получение информации о целях и основных результатах обследования).

Психодиагностические методики подразделяются на две группы (К.М. Гуревич, Е.М. Борисова, 2000):

· строго формализированные методики, для которых характерно точное соблюдение инструк­ций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.; данные методики позволяют со­брать диагностическую информацию в относительно ко­роткие сроки и дают возможность количественно и качественно сравнивать индивидов меж­ду собой;

· малоформализованные методики, которые дают очень ценные сведения об испы­туемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало под­даются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или яв­ляются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.).

Строго формализованными методиками являются:

· тес­ты (от англ. test – испытание, проверка, проба) – это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологи­ческих различий между людьми;

· опросники – группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений; в отличие от тестов в опросниках не может быть «правильных» и «неправильных» ответов;

· методики проективной техники – группа методик, для которых характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление ее отдельных черт (например, интерпретация содержания сюжетных картинок, завершение неоконченных предложений, толкование неопределенных очертаний и т.п.);

· пси­хофизиологические методики – методики, диагностирующие природные особенности человека, обусловленные свойствами его нервной системы.

Малоформализованными методиками являются:

· на­блюдения – древнейший метод психологической диагностики, дающий обширную информацию о человеке и незаменимый там, где неразработаны или неизвестны стандартизированные процедуры;

· беседы – метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации, искусство использования которого заключается в умении задавать вопросы и получать достоверные ответы;

· интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом;

· анализ продуктов деятель­ности – количественно-качественный анализ документальных и материальных источников (писем, автобиографий, дневников, фотографий, видеозаписей, творческих результатов в разных видах искусства, материалов газет, журналов и т.п.).

Малоформализованные и строго формализованные диагностические методики как правило, взаимно дополняют друг друга.

Можно выделить несколько областей практиче­ского применения психодиагностики:

1) реабилитационная деятельность (психодиагностика выступает первым этапом социально-психологической, профессиональной и т.п. реабилитации различных категорий граждан);

2) обучение и воспитание (например, определение пси­хологической готовности к школьному обучению, выявление причин неуспеваемости и нарушений в личностной сфере, дифференциация обучения, профессиональная ориен­тация, реализация индивидуального подхода и др.);

3) профессиональный отбор и профориентация в учреж­дениях службы занятости, на пред­приятиях и в специализированных учебных заведениях;

4) клинико-консультационная и психотерапевтическая рабо­та (поиск причин возникновения конкретной проблемы клиента; выбор способов и приемов, способствую­щих их разрешению);

5) судебно-психологическая экспертиза – исследование непатологических психических аномалий участников уголовного или гражданского процесса, имеющих значение для установления истинности по уголовному (гражданскому) делу.

Психодиагностика – это лишь один из первых (хотя и очень важных) шагов на пути к психологической помощи человеку. Как правило, после психодиагностики проводится психокоррекционная работа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: