Место и роль ТСО в учебно-воспитательном процессе

Сочетание слова учителя с соответственными наглядными пособиями – один из способов интенсивного обучения.

В связи с широким распространение массовых средств информации наглядность становится необходимым условием обучения.

Сегодня наглядность обязательно связано с применением ТС, позволяющих использовать психофизиологические особенности человека для лучшего усвоения знаний.

Известно, что основными каналами получения информации являются слух и зрение. Пропускная способность зрительного анализатора в 100 раз выше пропускной способности системы “ухо-мозг”.

90 % всех сведений о мире школьник получает с помощью зрения, 9 % - слуха, 1 % - с помощью осязания.

Из всех видов памяти у учащегося больше всего развита зрительная (“лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать”).

Психологи доказали, что у взрослого человека, который воспринимает непрерывную монотонную речь, уже через 20 минут ослабевает внимание из-за однообразия раздражителя. Если же речь сопроводить показом какого-либо объекта, начинает работать и зрительная аналитическая система. Возникает рефлекс “Что такое?” (по И.В. Павлову), и человек лучше воспринимает. Этим же объясняют следующие факты: слушая, человек запоминает 15 % речевой информации, только 25 % видимой информации, а слушая и глядя одновременно – 65 % информации.

Исходя из этих особенностей физиологии ВНД и психологии человеческого восприятия, доказано: наиболее высокое качество усвоения достигается при сочетании слов учителя и предъявляемого учащемуся с помощью ТСО изображения в процессе передачи учебной информации.

Дидактические особенности ТСО таковы.

1. Обеспечение высокой эффективности учебно-воспроизводственного процесса.

2. Высокая информационная насыщенность ТСО. Благодаря выразительным средствам и приемам к/ф, учебная телепередача передает учебную информацию за более короткое время, чем учитель.

3. ТСО – средства рационального использования времени, повышения продуктивности учительского и ученического труда.

4. Возможность преодолевать реально существующие временные и пространственные соотношения.

Уникальные документальные фонозаписи сохранили живой голос Л.Н. Толстого, В. Маяковского и др.

На уроках литературы, истории кинематограф воссоздает историческое прошлое, переносит ребят в другую эпоху. На уроках географии ТСО помогут зрительно представить объекты в любой точке земного шара.

Кино дает возможность воспринимать на экране явления и процессы с любой скоростью, необходимой для учебных целей: рост корня, стебля, семени (биология), образование кристаллов, диффузия в жидкостях (физика), то есть ТСО расширяют сферу познания и чувственного восприятия учащегося.

Дидактические особенности ТСО включают также:

1. Возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов, связанных между отдельными явлениями природы и общества.

2. ТСО знакомит с явлениями недоступными непосредственному наблюдению, помогают проникнуть в микромир, отдельные детали процесса. Это служит формированию научных понятий и представлений об окружающем мире.

3. Показ изучаемых явлений в развитии, динамике (к/ф, телепередача, видеозапись). Т.о., ТСО – один из инструментов формирования диалектического мышления и мировоззрения.

4. Реалистичные отображения действительности. Кино, радио, TV, средства звукозаписи и статичной проекции сообщают учащимся достоверную информацию, излагают материал на научной основе, реалистично воспроизводят историческое прошлое и настоящее.

2. Выразительность, богатство изображаемых приемов, эмоциональная насыщенность.

Благодаря этим особенностям создается необходимая эмоциональная основа восприятия, повышается интерес к изучаемым явлениям, обеспечивается активный процесс познания и глубины усвоения.

Большое эмоциональное воздействие оказывают прослушивание учащимися произведений литературы в использовании мастеров художественного слова. Благодаря эмоциональности ТСО оказывает и воспитательное воздействие.

Возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых процессов и явлений, достоверность, большая информационная насыщенность ТСО позволяют применять их на уроке как источник новых знаний.

Образность, наглядность, выразительность ТСО делают их эффективным средством иллюстрации, позволяют использовать и как опору для самостоятельной работы или в процессе учебной деятельности.

Учебные к/ф, диафильмы, охватывающие материал нескольких уроков. могут выполнять функцию систематизации и обобщения знаний.

Таким образом, ТСО можно использовать как:

1. Источник новой информации,

2. Средство иллюстрации учебного материала,

3. С целью обобщения знаний,

4. Как зрительную опору в учебной деятельности учащихся.

В последнее время наряду с традициями объяснительно-иллюстративными и информационными методами обучения прибавились информационно-поисковые.

Урок все чаще становится формой самостоятельного творческого добывания знаний учащимися под руководством учителя. Все больше место отводится самостоятельным индивидуальным и групповым видам работы, опытам.

В связи с этим дальнейшее совершенствование получили и ТСО. Стали применяться чаще и больше к/ф, телепередачи диапозитивы и диафильмы, они стали чаще носить проблемный характер, развивать логическое мышление учащихся.

В понятие ТСО входят носители учебной информации (к/ф, диафильмы, диапозитивы, звукозаписи, программы для контроля знаний учащихся видео- и аудиоматериалы), и аппаратура и технические устройства, с помощью которых эта информация воспроизводится.

Аппаратура делится на информационную (электрофон, магнитофон, радио приемник, радиоузел, диапроектор, графопроектор, эпипроектор, кинопроектор, TV, видеомагнитофон), контролирующую (технические устройства для контроля знаний учащихся – ЭВМ), универсальную технику (лингафонное устройство, замкнутые теле системы и тренажеры).

Носители информации можно разделить на экранные средства обучения и воспитания (ЭСОВ – учебные диапозитивы, транспаранты, диафильмы), звуковые (ЗСОВ – звукозаписи), экранно-звуковые (ЭЗСОВ – кинопособия, кинофильмы, кинфрагменты, учебные телепередачи) или аудиовизуальные средства и программы для контроля знаний учащихся.

Каждый учитель должен знать фонд ТСО по своему предмету и методы применения в учебно-производственном процессе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: