Предмет и задачи истории психологии

История науки – это особая область знания, ее предмет – иной, чем предмет той науки, развитие которой она изучает. Об истории науки можно говорить в двух смыслах: история – это реально совершающийся во времени и в пространстве процесс и компонент культуры. История науки возникает, изменяется, независимо от мнений о ней разных ученых в разные эпохи в разных странах. История психологии призвана воссоздать правдивую картину смены представлений о душе, сознании, поведении.

Если психология изучает факты, механизмы, закономерности психической жизни, то история психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались человеческим умом.

Таким образом, предметом истории психологии служит иная, чем в психологии, реальность – это деятельность людей, занятых познанием психического мира. По Т.Д.Марцинковской, история психологии занимается изучением закономерности формирования и развития взглядов на науку на основе анализа подходов к пониманию науки, ее функций, генезиса, природы.

На протяжении своего существования психология претерпела влияние не только философии и естествознания, но и медицины, этнографии, социологии, теории культуры, искусства, математики, логики, языкознания. Поэтому в истории психологии всегда анализировались ее связи с этими науками, но приоритет сохранился за естествознанием и философией.

Во времени изменялись взгляды на предмет психологии, ее содержание, на методы ее исследования. Анализ того, как это изменялось в психологии, также составляет предмет истории психологии.

Методы, используемые в истории психологии, отличаются от методов в других отраслях психологии. Они заимствованы из науковедения, из истории и социологии, т.к. должны быть адекватны задаче не только воссоздания истории какого-либо психологического направления, но и его включения в ситуацию истории или ситуацию культурного развития общества в данный период.

Это такие методы:

1. Историко-генетический (по нему изучение идей прошлого не возможно без учета общей логики развития науки в определенный исторический период);

2. Историко-функциональный (он анализирует преемственность идей психологии);

3. Биографический (позволяет выявить возможности формирования научных взглядов ученых);

4. Метод систематизации психологических высказываний;

5. Метод категориального анализа (предполагает учет социально-исторических условий возникновения данной научной школы).

Источниками для истории психологии служат труды ученых, архивные материалы, воспоминания о жизни и деятельности ученых, анализ социологических материалов.

По М.Г.Ярошевскому, основными задачами истории психологии как науки являются:

1. Изучение закономерностей смены одних категорий и понятий другими, т.е. изучение закономерностей развития знаний о психике;

2. Раскрытие связей психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения;

3. Выяснение зависимости зарождения знаний от запросов общества, от социокультурных задач;

4. Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: