Начало античной психологии

Первые психологические теории появились на рубеже VII – VI вв. до н.э. и были разработаны учеными двух философских школ: милетской и элейской. Фалес, один из ведущих ученых милетской школы, считал, что первоосновой мира, а, следовательно, и человека, т.е. его душой, является вода, без которой нет жизни, Анаксимандр и Анаксимен – его последователи, разделяя взгляд Фалеса на то, что сущее, первооснова – это материальная субстанция, придавали более значение воздуху, считая именно его вечно живой и изменяющейся основой.

О предназначении души впервые заговорил Пифагор (VI в. до н.э.). Он основал школу по принципу «тайной ложи», которая могла бы взять на себя ответственности за развитие общества, устранять его недостатки. Пифагор отрицал равенство душ и считал, что в природе равенства вообще не существует. Под влиянием идеи Пифагора о необходимости формировать в обществе класс правителей из наиболее мудрых и самых просвещенных людей гораздо позже возникла идея Платона об идеальном обществе.

Пифагор впервые описал такую идею: душа не может умирать вместе с телом конкретного человека, она должна развиваться соответственно своей цели – очищению, совершенствованию. При этом Пифагор не задавал вопрос, как человек познает мир и помощью этой души.

Одним из первых, к этому вопросу обратился Гераклит (VI – V в. до н.э.). Он считал, что развитие мира, природы человека идет по непреложным законам, которые ни боги, ни тем более человек изменить не может. Этот закон – Логос, выраженный в слове, и есть та самая сила, которую человек считает своей судьбой. Первоосновой всего сущего является огонь, который, сгущаясь, превращается в воздух, в воду и землю.

Гераклит внес в психологии идею постоянного развития и изменения. Его знаменитое изречение – «все течет, все изменяется» - стало одним из положений диалектики, а позже всплыло в теории потока сознания У.Джеймса.

Гераклит считал, что не существует единой оценки для окружающих вещей, мира в целом. Это идея субъективной оценки стала одной из причин отрицания возможности познания мира последующими психологами, в частности Демокритом. Но именно у Гераклита, мы впервые находим мысль о двух этапах переработки знаний – ощущениях и разуме. Он считал, что разум способен постигать более общие и невидимые глазом вещи, разум постигает суть вещей, поэтому и выше ощущений.

Проводя сравнение между душой и огнем, как первоосновой мира, Гераклит измерял степень совершенства души степенью ее огненности (поэтому душа ребенка - сырая), т.е. Гераклит выдвинул идею развития души, он отождествил развитие психического с развитием интеллекта.

К IV в. до н.э. греческое общество испытывало потребность в учителях, способных обучать высокопоставленных людей не имевших начального хорошего образования: их надо было научить излагать логично свои мысли, имению убеждать.

Учителя – философы стали обучать людей власти общей культуре, риторике (искусство лектора), мудрости. Таких философов стали называть «учителями мудрости» - софистами. Наиболее известные из них – Протагор и Горгий. Благодаря им умение уйти от прямого ответа, привести несколько способов решения одной задача получило название софистики. Протагору принадлежит высказывание «человек есть мера всех вещей», он первым задал вопрос, можно ли воздействуя на человека в личном общении сделать его нравственнее, адаптировать его к социальным условиям, т.е. социализировать личность.

Демокрит смог систематизировать взгляды живших до него психологов. Он получил возможность путешествовать, получая таким образом знания, и осознал относительность и субъективность знаний. Он стал автором теорий о первичных и вторичных качествах вещей, доказав неполноту знаний человека о мире. Первичные качества – те, что есть в предметах, вторичные – те, которых нет в предметах, их придумали люди «только во мнении людей есть кислое – сладкое, красное - зеленое».

Демокрит впервые проанализировал все вопросы важные для психологии того времени: о душе, о познании, о свободе воли и регуляции поведения. Таким образом, он стал первым систематизатором знаний, полученных философской наукой. Основой его теорий стала атомистическая концепция его учителя – Левкиппа: так как душа тоже состоит из атомов, после смерти человека она рассеивается в воздухе, значит, душа смертна, как и тело. Душа есть не только у человека, но и у всех живых существ, причем, разница в душе животных не качественная, а количественная: у человека атомов души больше, чем у животных.

Такой количественный подход к объяснению различий характерен для всех психологов первого периода античной психологии.

Демокрит утверждал, что в мире нет случайностей, все заранее задано некоей причиной. Этот подход был назван всеобщим детерминизмом. Теория Демокрита стала ведущей материалистической концепцией.

Диалектический подход к понятиям, который был у Гераклита, отразился в медико-психологических работах Гиппократа, который отстаивал необходимость эмпирических знаний в медицине. Он разработал учения о темпераментах, как о сочетаниях четырех видов жидкостей в организме: крови, слизи, желчи черной и желтой.

Именно Гиппократ ввел понятие меры в медицину. Он также впервые говорил о дифференциации и об индивидуальных вариантах понимания человека (начало дифференциальной психологии).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: