Вопрос. Популярная лекция – одна из форм просветительской деятельности психолога

Популярная лекция – одна из форм просветительской деятельности психолога.

Цели:

1. Способствовать расширению и углублению психологических знаний у населения, формирование знаний о психологии, то есть обеспечение психологической грамотности;

2. Личностный и профессиональный рост людей, гармоничные отношения между ними.

Как ни парадоксально, но реализация этих целей для профессиональных психологов сложна. Самоукина Н. В. считает, что профессионально хорошо подготовленные психологи не качественно читают лекцию.

Качество зависит от: избранной темы; содержания информации; методики изложения; мастерства.

Тему для популярной лекции подбирает сам лектор, он руководствуется характером аудитории, возрастным и половым ее составом, подготовки, о которой должен получить сведения заранее. Только при этом условии программируется содержание лекции. Лектор должен позаботиться о том, чтобы тематика была интересна аудитории: например, младшему школьнику будут интересны психологические игры, демонстрация занимательных опытов и загадок; подросткам – о межличностном отношении, о дружбе со сверстниками, с другим полом, об экстрасенсорных способностях; излюбленные темы юношей – психология характера, способностей, совместимости, проблемы любви и брака; родителей обычно волнуют проблемы воспитания детей разного возраста, возможности помочь детям учиться наладить общение с собственным ребенком; а если в аудитории будут профессионалы, их будет интересовать, чем психолог может помочь их личностным проблемам и в профессиональной деятельности.

Содержание популярной лекции может быть охарактеризованным теми же критериями, что и академическая лекция: она должна строится на научной основе, быть занимательной (вызывать живой отклик аудитории).

Но степень научности здесь не столь велика как в академической лекции: ссылки на имена и эксперименты ученых должны быть весьма ограниченны, достаточно в начале лекции указать концепцию, в рамках которой будет изложен материал и назвать авторов. Теоретические рассуждения в лекции не целесообразны, а описание длительных научных экспериментов сделает лекцию малопонятной.

Доступность достигается понятной терминологией: если студент – психолог должен научиться мыслить языком науки, то у слушателя популярной лекции такой цели нет. Количество специальных слов быть минимальным, а термины, без которых никак нельзя обойтись нужно уметь объяснить на бытовом языке сразу при первом употребление и многократно повторять эти разъяснения при каждом употреблении данного термина, тогда текст будет уяснен.

При подготовке популярной лекции следует особое внимание уделить доказательности информации, которая во многом зависит от подбора жизненных примеров, опоры в примерах на слушателей, подходящих иллюстраций.

Объем популярной лекции ограничен: обычно объем информации готовится на максимум 30-50 минут изложения в зависимости от возраста слушателя.

Занимательность (= интересность) лекции имеет первостепенное значение и содержание будет интересным при условии, что ее материал будет новым для слушателей, приближенность к жизни, имеет для слушателей личностный или профессиональный смысл.

Процесс чтения лекции сугубо индивидуален, то есть зависит от индивидуальных особенностей лектора и его подготовленности.

Методические рекомендации по чтению популярной лекции:

1. Установить контакт с аудиторией: это должны быть равноправные отношения, вместо «я» - «мы», без возвышения над аудиторией, без возмущения по поводу незнания;

2. Включать в лекцию элементы беседы и рассказа;

3. Следить за аудиторией, постоянно держать обратную связь и менять манеру чтения, соотнесения ее с эмоциональным состоянием аудитории;

4. Соблюдать оптимальный темп, не торопиться, следить за энергетикой аудитории.

5. Следить за речью;

6. Стараться быть самим собой;

7. На завершающем этапе для особо заинтересовавшихся слушателей порекомендуйте, опишите интересные книги, фильмы по теме; сделайте резюме, создайте оптимальный настрой у слушателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: