Вопрос. Идеи проблемного обучения достаточно давно возникли в дидактики

Идеи проблемного обучения достаточно давно возникли в дидактики. Известные идеи были предложены Д. Брунером, Дж. Льюи,,Н.Я. Лернером, А. М. Матюшкиным, М. И. Махмутовым, В. Оконь.

Некоторые ключевые понятия проблемного обучения – это проблемная ситуация, демонстрация психического состояния при нехватке знаний (противоречие между знанием и незнанием, побуждающее к действию); проблемная задача, когда уже выделено условие и искомое и решение может быть найдено известным способом.

Построение проблемной лекции учитывает принцип проблемности в содержании учебного материала и в его обучающих функциях. Содержание проблемной лекции представлено не в виде текста, излагаемого педагогом, а в виде учебных проблем, внутри которых отражаются реальные противоречия науки, практики, учебной деятельности.

Процесс обучения построен как диалог и как взаимодействие.

Проблемное изложение осуществляется на разных уровнях:

1 уровень. Изложение материала самим преподавателем в виде беседы с аудиторией, с постановкой исследовательских задач. Большую роль в этом играет эмоциональный настрой самого преподавателя. Проблемная лекция этого уровня имеет недостаток: деятельность слушателей всего лишь сопереживание.

2 уровень достигается при чтении проблемной лекции, если преподаватель создает проблемные ситуации, формулирует противоречия, а учащиеся включены в его обсуждение, преподаватель только направляет дискуссию, может сам выдвигать гипотезу. В этом случае студенты личностно и интеллектуально активны. Изложение материала лекции идет как озвучивание мышления.

Проблемная лекция выполняет следующие дидактические функции (А. М. Матюшкин, Б. Ц. Бадмаев):

1. Активизирует внимание студентов; этому способствует проблемное начало лекции и атмосфера оживляемая решением задачи;

2. Развивает творческое мышление: по данным А. М. Матюшкина при проблемном обучении более 70% студентов справляются с задачами высшего уровня сложности, а при традиционном обучении лишь 15%;

3. В ходе лекций происходит формирование навыков обучения; научной дискуссии и научного мышления;

4. Проблемная лекция включает студентов в обсуждение реально существующих и научных проблем (по В. Я. Ляудис).

Но проблемную лекцию не всегда можно использовать, ведь для ее организации нужны и достаточный уровень знаний студентов, их профессиональная подготовка и определенный интеллектуальный уровень, и интерес к самой проблеме.

Да и чтение такой лекции доступно не всем лекторам: необходим высокий уровень профессионализма, многолетний опыт чтения лекций, умение прогнозировать ход дискуссии, блестящее знание материала, хорошая методическая подготовка и специальная тренировка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: