Социально-культурные общности и их типология

Термин «социально-культурная общность» в контексте на­шего предмета имеет собирательный смысл. В принципе он рас­пространяется на самые различные по количественному и качест­венному составу участников группы, выступающие в качестве объектов и субъектов социально-культурной деятельности.

Под социально-культурной общностью, задействованной в сфере культуры, искусства, спорта, туризма, отдыха, подразуме­вается по преимуществу неформализованная совокупность людей, объединенных общими социально-культурными, досуговыми ин­тересами и увлечениями, общими целями и задачами своей дея­тельности, более или менее прочными связями и взаимодействием, общим типом поведения, умозрения и умонастроения

Данное определение характеризует социально-культурную активность людей, представляющих не только однородные, но и различные возрастные, социальные, профессиональные, этниче­ские и другие группы. Общим связующим для них моментом яв­ляется, как минимум, осознанная постановка целей (как личных, так и социально значимых) и мера личной и коллективной ответ­ственности и заинтересованности.

В зависимости от количества участников и условий внутри-группового взаимодействия социально-культурные общности делятся на малые, средние и большие.

К малым социально-культурным общностям относят не­большие по численности объединения участников социально-культурной деятельности, включающие от двух до нескольких де­сятков человек (оптимально 7-9), находящихся в непосредствен­ном эмоционально-личностном контакте друг с другом, что поро­ждает у них особое психологическое чувство - «мы - группа». В повседневном социально-культурном обиходе, в процессе массо­вых и кружковых мероприятий в качестве таких групп фигури­руют семья, коллектив кружка, любительского объединения, спор­тивная команда, команда участников КВН, проектная группа и


Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

другие. В организационном отношении малая группа, таким обра­зом, представляет собой первичную социально-культурную ячейку

К группам среднего масштаба, или корпоративным, отно­сятся сравнительно устойчивые производственные, учебные, бы­товые, воинские и другие аналогичные коллективы, для которых наиболее определяющими являются смысловые понятия «корпо­рация» и «корпоративная культура». Корпоративные общности объединяют людей, работающих в одном учреждений или пред­приятии социально-культурной сферы, обучающихся в высшем или среднем специальном учебном заведении культуры и искусств и т.д.

Большие социально-культурные общности, выступающие в качестве субъектов социально-культурной деятельности, как пра­вило, представляют собой крупную устойчивую группу людей, отличающихся характерными признаками и чертами, действую­щих совместно в социально-культурных ситуациях и функциони­рующих в масштабах отдельно взятого региона или всей страны. К ним относятся социальные слои, общественно-политические движения, партии, объединения, профессиональные группы, этнические, демографические или конфессиональные объединения, включающие нередко десятки и сотни тысяч людей. Большую социально-культурную общность составляют жители, прожи­вающие на достаточно большой, но ограниченной территории (го­рода, района, области).

Целый ряд малых, средних и частично крупных общностей одновременно выступают и как корпоративные социально-культурные общности, поскольку являются субъектами форми­рования и реализации собственной корпоративной культуры.

К группе корпоративных социально-культурных общностей с полным основанием можно отнести государственные, акциони­рованные, совместные и частные фирмы, предприятия, учрежде­ния и организации разных типов в сфере промышленности, тор­говли, культуры, образования, искусства, спорта и т.д. В эту груп­пу также входят различные формализованные и неформали­зованные ассоциации и объединения представителей социальных слоев общества, делового мира, интеллигенции, молодежи, любые


р аздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

другие нарождающиеся предпринимательские структуры и ини­циативные формы,

Характеризуя ту или иную социально-культурную среду, мы говорим о наличии в ней и определенных территориальных, профессиональных, этнических, конфессиональных и иных социально-культурных общностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: