Структура и функции социально-культурных технологий

Осуществляя типологизацию современного социокультурного технологического комплекса, мы частично опирались на предло­женную А.В. Соколовым структуру современной социально-куль-прной системы'.

Следуя логике, распространенной им на систему в целом, мы вправе и в структуре социально-культурных технологий выделить три основные группы: традиционные технологии, составляющие в совокупности культурное наследие прошлого, элитарные техноло­гии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой; массовые технологии, рассчитанные на массо­вые социально-культурные общности, на присущие им проявления массового менталитета.

Для социально-культурных технологий характерны два вида Ьункций: 1) основные (первичные), сущностные, отличающие их 7 материально-производительных, управленческих и других функций; 2) прикладные (вторичные), которые получают развитие на том или ином конкретном этапе исторического развития обще­ства.

К основным функциям социально-культурных технологий мы относим те, которые по существу отражают содержание современ-

Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. - СПб., 1996. - С


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Кра сил ьников. Социально-культурная деятельность

ной социально- культур ной деятельности, суть и назначение того или иного социально-культурного института:

- социализирующую функцию, которая наиболее полно прояв­
ляется в педагогических технологиях воспитания, образова­
ния, просвещения;

- творческую функцию, реализуемую главным образом с по­
мощью технологий духовного производства, инновации, ин­
дивидуального и группового творческого труда;

- коммуникативную функцию, характерную в первую очередь
для информационных и информационно-поисковых техноло­
гий, технологий общения;

- рекреативную функцию

В процессе исторического развития социально-культурных технологий наряду с их основными, сущностными функциями хронологически одновременно обнаруживали себя и их приклад­ные, социально востребованные и практически направленные функции. По отношению к основным прикладные функции явля­ются производными, вторичными: это образовательная, просвети­тельная, идеологическая, жизнеобеспечивающая, досуговая и дру­гие функции.

Первичные и вторичные функции социально-культурных тех­нологий связаны друг с другом, предполагают и дополняют друг друга. Любая социально-культурная технология выявляет свои исходные, изначальные функции через вторичные, производные. Например, взятая в своем изначальном, сущностном значении до- суговая, рекреативная технология останется абстрактной катего­рией, если мы будем рассматривать ее вне конкретных практиче­ски направленных функций: оздоровительных, развлекательно-иг­ровых, творчески развивающих и др.

В то же время первичные и вторичные функции социально-культурных технологий имеют отличительные особенности, кото­рые делают их во многих случаях противоположными.

Так, первичная по своему характеру информативная функция коммуникативных социально-культурных технологий стабильна и I независима от политических, экономических или социальных ус­ловий. Она формируется и развивается естественным образом по мере развития самого общества и потребностей его членов. В то


Раздел V. Социально-культурные технологии

же время производные, прикладные функции этой технологии, в частности образовательная, рекламная и другие, зависимы от воз­действий внешней среды, динамичны и изменчивы в решении те­кущих задач, поскольку они подвергаются постоянном) воздейст­вию со стороны потенциальных субъектов (властных структур, общественного мнения, рыночной конъюнктуры и др.).

В качестве разработчиков, носителей и пользователей разно­образных творческих, коммуникативных и обеспечивающих тех­нологий выступают социально-культурные институты. Чтобы вы­явить их место и роль в функционировании огромного технологи­ческого потенциала социально-культурной сферы, необходимо осуществить достаточно многоаспектную классификацию

Технологический комплекс (потенциал) СКД нельзя предста­вить себе в виде хаотичного нагромождения всевозможных спосо­бов, подходов и методик. Действующие в этой сфере технологии социально востребованы, социально обусловлены и социально ор­ганизованы, Являясь непосредственным результатом разделения труда, они составляют совместную повседневную деятельность отдельных лиц и социальных групп, которую правомерно обозна­чить понятием социально-культурной практики. Эта практика внутренне дифференцирована: отдельные люди, большие и малые социальные общности производят, воспроизводят и транслируют социально-культурные технологии. Именно благодаря им обще­ство способно осваивать различные образы и стили жизни, ценно­стные представления, моральные нормы, образцы деятельности и поведения1,

Утвердившийся в социально-культурной среде принцип вариа­тивности дает возможность специалистам, заказчикам и пользова­телям отбирать и конструировать различные виды социально-культурной деятельности по любой технологической модели. включая авторские. Каждый из авторов привносит что-то свое, ин­дивидуальное, в связи с чем справедливо говорят, что каждая кон­кретная технология, внедренная в общественную практику, в из­вестном смысле является авторской.

_________________________________________

См. определение социально-культурной практики гия/ Г.В. Осипов, рук. авт. колл. -М., 1990. -С. 85.





Т.Г, Киселева, Ю,Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

дачи той или иной технологии заключаются в максимальной кон­кретизации путей, способов, подходов к решению проблемы.

Уникальность социально-культурных технологий заключается в их многоцелевом характере. Они направлены на достижение це­лого ряда жизненно важных для человека целей. К ним относятся жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация (от­дых) и реабилитация (восстановление). Большую ценность пред­ставляют также практические умения и навыки, дающие возмож­ность опробовать свои силы и способности в профессиональной и непрофессиональной сферах, например, в подготовке и проведе­нии мероприятий, разработке и реализации сценария, рекламной деятельности, связях с общественностью и т.д.

Сама множественность целей, возникающих в процессе про­изводства и сбыта культурных продуктов, благ и услуг, связана с их временным диапазоном (стратегические, долгосрочные, опера­тивные и т.д.), их ориентацией на определенный тип, выбором возможных альтернативных решений и другими. Очевидно, вы­движение целей при отборе той или иной технологии определяется их реальностью и достижимостью, выявлением приоритетов, на­личием средств исполнения, их соответствием психологическим и физическим качествам как различных групп и категорий, так и от­дельно взятой личности, выступающих в качестве объекта воздей­ствия.

Процесс целеполагания, как правило, включает в себя один из основных элементов социокультурной технологии - анализ ситуа­ции, характеризующей образ жизни людей, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досу-говые интересы и предпочтения. Осуществление подобного ана­лиза позволяет сформулировать в наиболее обобщенном виде за­дачи, на решение которых направлена любая из социокультурных технологий. Это, во-первых, обеспечение благоприятных условий (социально-культурной среды) в окружении отдельно взятого че- ; ловека; во-вторых, использование конкретного содержания и спо­собов его жизнедеятельности в этой среде.

Кроме того, сам процесс целеполагания в социально-культур­ных технологиях сочетает в себе нормативный и диагностический подходы. При отборе методов и приемов акцент, естественно, де­лается на нормативной стороне тех изменений, которые должны


Раздел V. Социально-культурные технологии

произойти в сфере жизни, культуры и досуга отдельной семьи или конкретного человека. Этот нормативный фактор, образ «долж­ного», неизменно доминирует над диагнозом, над реальной оцен­кой ресурсов, имеющихся в нашем распоряжении.

Постоянная духовная активность, отличающая создателей и пользователей социально-культурных технологий, обусловлена постоянной необходимостью освоения личностью социальных ро­лей в сфере труда и досуга. Именно духовная активность человека реализуется в наиболее важных качественных характеристиках современных социально-культурных технологий

Как субъект социально-культурной деятельности, овладеваю­щий качественно более высокими технологиями, человек может и должен активно проявить свои способности и возможности в та­ких важных сферах самоутверждения и самореализации, как твор­ческая, проективная, образовательная, досуговая и т. д.

Социально-культурные технологии по своему происхождению являются продуктом человеческого труда, результатом целена­правленной культурной деятельности людей. В зависимости от того, кто является их творцом и пользователем, эти технологии могут быть социально-культурными или индивидуально-культур­ными,

При этом первичными по отношению к индивидуально-культурным во всех случаях остаются именно социально-культурные технологии: для того, чтобы создать самобытную ин­дивидуал ьно-культурную технологию, человек должен не только родиться, но и попасть в сложившееся социально-культурное ок­ружение, освоить необходимый минимум знаний, умений и навы­ков, сформироваться как творческая личность.

По своему происхождению технологии данного типа являются социогенными, поскольку их создание и использование невозмож­но вне социальной среды. Как овеществленные, так и неовеществ-ленные социально-культурные технологии входят в состав куль­турного наследия и духовной жизни общества, являются культур­ным достоянием народа. Их ценность заключается, прежде всего, в способности удовлетворять социально-культурные, досуговые по­требности отдельных людей и социума в целом,

Ценность технологии во многом зависит, с одной стороны, от влияния внешних социально-культурных факторов, а с другой - от


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

генетически унаследованных способностей и задатков их творцов. Поэтому и ценность любой из технологий, функционирующих в сфере образования, досуга, искусства, спорта, определяется нали­чием в ней двух начал - социального (коллективного) и индивиду­ального.

Обращение к новым методам и технологиям преобразования действительности исторически и социально обусловлено. В на­стоящее время мы являемся очевидцами усиливающихся тенден­ций технологизации общественных процессов, качественного и количественного расширения самого понятия социальной техно­логии. В общественной жизни, социально преобразующей дея­тельность людей, все полнее адаптируются и применяются многие традиционные методы, которые до сих пор были хорошо известны и распространены в инженерно-технических отраслях

Социальные, и в частности социально-культурные, технологии получают широкое развитие как на международном, федеральном, региональном, так и на локальном (местном) уровнях. Они высту­пают как действенный инструмент социально-культурной полити­ки федеральных и местных законодательных и исполнительных органов государственной власти, негосударственных и общест­венных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: