Общие требования, предъявляемые к исследованию

Модель образования, реализуемая в классическом университете, требует, чтобы его выпускники были способны самостоятельно и высокопрофессионально решать производственные, управленческие и исследовательские задачи, применяя усвоенные фундаментальные знания и навыки исследовательского труда. Непременным условием всякой научной работы (от первых студенческих исследований до докторской диссертации) является ясность цели, четкость постановки задач, сформированные представления о том, как это сделать и зачем, каков объект исследования, каковы критерии его выделения в материале, что о нем известно, кем получены имеющиеся результаты и что остается выяснить.

В любую научную работу входят требования актуальности, новизны, достоверности, практической и теоретической значимости, однако они отличаются масштабностью и степенью эксплицитности формулировки.

Актуальность исследования (от лат. actualis – деятельный, действительный, настоящий; важный, существенный для настоящего времени) – методологическая характеристика исследования. Обоснование актуальности предполагает ответ на вопрос: почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? Следует различать актуальность научного направления в целом и актуальность самой темы внутри данного направления. Актуальность направления, как правило, не нуждается в сложной системе доказательств. Иное дело – обоснование актуальности темы. Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна и полезна для современного этапа развития науки.

Во многих работах повторяется мотивировка, утверждающая, что исследование необходимо либо ввиду неразработанности данного вопроса (вообще или в рамках какой-либо теории), либо еще менее убедительного соображения, что объект необходимо исследовать, поскольку о нем нет единства мнений. Вполне возможно, что вопрос не разрабатывался по причине того, что он не представляет никакого интереса. Мотивируя актуальность исследования, важно указать, что проблема привлекает внимание многих, но в ней есть еще белые пятна. Следует также сформулировать понимание имеющихся неясностей. При установлении актуальности обязательно точное упоминание роли ученых в разработке того или иного вопроса. Желательно также определить, в какой мере изучаемое явление типично, частотно, то есть актуальность может определяться большой распространенностью явления.

Приведём примеры аргументирования актуальности исследования.

Поскольку рекламный текст представляет собой яркий образец креолизованного текста и механизм его воздействия, в котором графика играет важную роль, недостаточно исследован, то актуальность работы состоит в назревшей необходимости комплексного изучения прагматического потенциала паралингвистических средств рекламного текста (Тема «Графические средства в креолизованном тексте»)

Актуальность проблемы исследования определяется двумя основными факторами: во-первых, социальными и политическими изменениями в мире и общественной жизни и как следствие изменением коммуникативного поведения каждой отдельной личности, повышением уровня агрессивности в целом, а во-вторых сменой научной парадигмы в сфере гуманитарного знания, в том числе и в лингвистике, обращением учёных к человеческому фактору в языке. (Тема «Языковые средства выражения вербальной агрессии: гендерный аспект»)

Несмотря на обширную библиографию, посвящённую сложносоставным словам в английском языке, остаётся нерешённым ряд проблем, порождающих следующие противоречия:

– в интерпретации исследуемых единиц как слова или сочетания слов, объясняемой объективно существующим переходным характером данных единиц;

– в ограниченных возможностях описания словообразовательной семантики сложносоставных слов структурно-семантическими терминами;

– в отсутствии когнитивного объяснения семантики данных слов, в том числе и в использовании когнитивных структур для интерпретации сложносоставных слов.

Всем этим объясняется актуальность проводимого исследования. (Тема «Сложносоставные слова в публицистических текстах: когнитивно-деривационный аспект»)

Помимо положительных сторон, использование ресурсов сети Интернет имеет ряд недостатков. Один из наиболее важных – достоверность информации в сети. Это обусловлено практически полным отсутствием контроля за информацией в Интернете. Заведомое искажение информации присутствует почти во всех сегментах сети – в электронной почте, баннерной рекламе, телеконференциях, на сайтах.

По состоянию на конец 2004 года объем спама в русском сегменте Интернета составлял 75-80%, а доля спама на публичных почтовых серверах доходила до 85-90%. Значительны денежные потери от спама: так, только в России ущерб от спама в прошедшем году составил более 250 миллионов евро (с учетом потерь рабочего времени сотрудников компаний). В среднем убытки от спама по всему миру исчисляются в десятках миллиардов долларов ежегодно. Ущерб от спама в 2004 году значительно превысил потери, которые нанесли компьютерные вирусы (8,5 млрд. долларов) и хакеры (1,0 млрд. долларов) (по материалам Silicon.com).

Существуют различные способы борьбы со спамом – фильтрация, «черные» и «белые» списки, способы, основанные на статистических методах. Все эти способы имеют ограниченные возможности, их эффективность оценивается в 30-40%. Одним из перспективных направлений в области борьбы с обманом в сети Интернет являются лингвистические технологии. Анализ ресурсов Интернет, в том числе – электронных писем, с точки зрения лингвистики позволяет выявить отличительные черты спама и идентифицировать его по определенным признакам.

Таким образом, актуальность данной темы может быть аргументирована важностью проблемы для современного общества и в то же время недостаточной разработанностью способов идентификации нежелательной корреспонденции с точки зрения лингвистики. ( Тема«Дискурсивные стратегии обмана в Интернете»)

Теоретическим осмыслением проблем атрибуции текста, как отмечает В.В. Виноградов в монографии «О языке художественной литературы», в первые десятилетия XIX века занимались академики В.Н. Перетц, А.Н. Пыпин и М.Н. Сперанский. Существует большое количество различных методов и приемов определения авторства, условно их можно разделить на две большие группы: методики, сущность которых заключается в исследовании плана содержания (П.Н. Берков, Э.Л. Ефременко, Ф.Е. Корш, Б.В. Томашевский и др.) и методики, учитывающие план выражения (П. Вашак, Г.В. Ермоленко, Н.А. Морозов, Г.Ф. Мальцева, Г. Хьетсо и др.). Однако существующие методики могут достоверно отражать результаты только в совокупности, в связи с чем и возникла необходимость комплексного рассмотрения проблемы атрибуции текста в рамках нашей работы. (Тема «Лингвостилистические параметры атрибуции текста»)

Новизна исследования – методологическая характеристика исследования; предполагает конкретный ответ на вопросы: что сделано из того, что другими не было сделано? какие результаты были получены впервые? Здесь проявляется соотнесенность основных методологических характеристик: чем конкретнее сформулирована проблема, выделен предмет исследования, показана практическая и научная актуальность темы, тем яснее самому исследователю, что именно он выполнил впервые, каков его конкретный вклад в науку.

Требование новизны может иметь разные аспекты: преодоление трудностей, с которыми не удалось справиться ранее; уточнение центральных понятий в свете новых данных науки; стремление усовершенствовать методы исследования.

Курсовая работа является одним из видов учебной деятельности, поэтому требование новизны для нее не обязательно, но желательно. Главная задача курсового исследования – получение и применение элементарных умений и навыков научной работы (обзор литературы, конспектирование и цитирование, систематизирование, обобщение и изложение концепций, сбор и классификация собственного фактического материала).

Примеры формулировки новизны в курсовых работах:

Новым в работе является сама идея анализа аспектов межуровневого взаимодействия, рассматриваемая на материале грамматического справочника, а также результаты описания этого анализа. (Тема «Фонетические аспекты грамматических явлений»)

Выпускная квалификационная работа – это самостоятельное исследование, которое должно продемонстрировать глубокие знания автора по избранной теме, его подготовленность по специальности в целом, умение анализировать собранный материал, обобщать наблюдения.

Примеры формулировки новизны в выпускных квалификационных работах:

Новизна работы заключается в том, что интернет-дискурс впервые исследуется в аспекте его гетерогенности, а также в создании классификации гетерогенных явлений интернет-дискурса на основании оппозиций, в которых отражается данное свойство. (Тема «Гетерогенные явления в интернет-дискурсе»)

Научная новизна работы состоит:

1) в исследовании проблемы влияния концептуальной картины мира переводчика на текст перевода, которое ранее не проводилось;

2) в попытке доказать на конкретном примере возможность трансформации текста оригинала не в силу объективных причин (несовпадения грамматических систем двух языков), а под воздействием субъективных, а именно политических, факторов. (Тема «Концептуальная картина мира переводчика и её влияние на текст перевода (на материале перевода романа Дж.Д. Сэлинджера «The Catcher in the Rye»)

Требование достоверности предполагает, что результаты работы должны быть обоснованы достаточным объемом обработанного фактического материала, соответствием объекта и метода исследования, последовательным применением избранных методик.

При недостаточно добросовестном и компетентном отношении к науке возникает опасность дезинформации. Так, например, если автор утверждает, что вопрос, которому посвящена работа, никем не рассматривался, а на самом деле просто не знает предшественников, это дезинформация. Дезинформация может возникать вследствие терминологических излишеств, когда известные вещи оказываются неузнаваемыми под новыми именами. Новые термины нередко вырывают понятия из системы, в которой им уже было найдено место, и вызывают ложное представление о чем-то якобы новом или становятся причиной того, что читателю кажется, будто он не вполне понимает текст из-за недостаточности знаний.

Добросовестность предполагает, что прямое и косвенное цитирование обязательно сопровождается внутритекстовым отсылочным аппаратом (фамилия автора, год издания, страница). Скрытое цитирование (без ссылок) не допускается.

С требованием достоверности непосредственно связаны такие параметры исследования, как его материал и методы. Использование своего языкового материала является непременным условием самостоятельности проведённой работы. Материал должен быть точно указан во введении, и именно эти языковые единицы должны анализироваться в эмпирической части.

Приведём примеры описания материала исследования:

Материалисследования составляет корпус параллельных англо-русских текстов, сформированный на основе извлечений из произведений публицистики. Общий объём корпуса составляет 46055 словоупотреблений, в том числе 21727 словоупотреблений в английской части и 21114 словоупотреблений в русской части. (Тема «Межъязыковые лакуны в корпусе параллельных текстов»)

Материаломисследования являются рассказы У. Сарояна «The Filipino and the Drunkard» (A), «Laughter» (B), «The War in Spain» (C), рассказы Э. По «The Black Cat» (D), «The Tell-Tale Heart» (E) и произведения, авторство которых выявляется: «What We Want is Love and Money» (X) и «The Mouse» (Y). (Количество словоупотреблений в тексте 1103, 2305, 845, 3903, 1134, 1304, 1406, общий объём текстов, подвергнутых исследованию, составляет 12 тысяч словоупотреблений). (Тема «Лингвостилистические параметры атрибуции текста)

Эмпирический материал, на основе которого построено наше исследование составляют словарные статьи словарей, включающих культурологическую информацию: «Австралия и Новая Зеландия. Лингвострановедческий словарь», The Oxford Illustrated Dictionary; «Американа. Англо-русский лингвострановедческий словарь», Longman Dictionary of English Language and Culture; Macmillan School Dictionary. (Тема «Модель словарной статьи лингвокультурологического словаря»)

Методы исследования следует указывать, во-первых, точно и конкретно, именно те, которые использовались в данной работе, а не ограничиваться отпиской, перечисляя общенаучные и общие лингвистические методы, приемлемые практически для любого исследования. Во-вторых, следует указывать, в каком случае и для каких целей применялись те или иные методы, методики и приёмы.

Приведём примеры описания методов исследования:

Основным методом исследования в работе является описательный, который включает такие взаимосвязанные приемы, как наблюдение и сопоставление, кроме того, используются методы сплошной выборки, компонентного, функционального и количественного анализа с целью установить наиболее часто встречающиеся осложняющие конструкции в рамках фрагмента данного текста. (Тема «Осложнённое предложение в английском языке»)

При проведении нашего исследования мы использовали следующие методы:

– проблемно-поисковый, применяемый для изучения научной литературы, анализа материала, выяснения уровня разработанности исследуемого вопроса;

– методика экспликации ПФ в художественном тексте;

– количественный метод, применяемый для определения степени прецедентной плотности текста;

– интерпретативный анализ апелляций к прецедентным феноменам.

(Тема «Прецедентные феномены в художественном дискурсе»)

Требование практической значимости исследования связано с актуальностью и предполагает, что в настоящие время все большее внимание уделяется решению прикладных задач. Они могут найти применение в методике преподавания родного и иностранного языков, лексикографии, переводе, терминоведение, информационных технологиях, риторике и многих других. Прикладные задачи следует понимать широко, помня о том, что филология есть «служба понимания» (С.С. Аверинцев).

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования, раскрывают возможности использования компьютерных словарей в различных сферах образования и науки и могут быть использованы при выборе того или иного словаря для решения конкретных исследовательских и образовательных задач.

Примеры формулировки практической значимости в выпускных квалификационных работах:

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования, раскрывают возможности использования компьютерных словарей в различных сферах образования и науки и могут быть использованы при выборе того или иного словаря для решения конкретных исследовательских и образовательных задач. Тема («Теоретические и прикладные аспекты компьютерных словарей»)

К определению теоретической значимости следует подходить с максимальной ответственностью, поскольку эта характеристика предполагает введение автором нового знания в ту или иную теорию, что характерно, как правило, для диссертации на соискание учёной степени доктора наук. Поэтому включение теоретической значимости в выпускную квалификационную работу параметра теоретической значимости требует более чем веского основания. Тем не менее, приведём примеры формулировки теоретической значимости в выпускных квалификационных работах, выполненные с научной скромностью:

Теоретическую значимость исследования мы усматриваем в уточнении некоторых аспектов лекции как жанра педагогического дискурса. (Тема«Лекция как жанр педагогического дискурса»)

Теоретическая значимость дипломной работы заключается в уточнении некоторых частных аспектов проблемы взаимодействия вербальных и невербальных средств в креолизованном тексте. (Тема «Графические средства в креолизованном тексте»)

Требование апробации предполагает, что результаты исследования подвергаются проверке, уточняются, корректируются в ходе публичного обсуждения, публикации, написания работ другого типа, которые затем входят в курсовую или выпускную квалификационную работу. В связи с этим особое внимание следует уделять системе исследовательской работы в университете, когда интерес к проблеме и основы научной работы закладываются в лингвистическом кружке. Лингвистический кружок – традиционная форма работы со студентами младших курсов. Результатом работы в лингвистическом кружке может быть написание реферата или публичное выступление. Следующим этапом является проблемная группа, которая представляет собой одну из специфических разновидностей научно-исследовательской работы. Результатом работы в проблемной группе могут быть рефераты, сообщения, которые, возможно, станут основной для написания курсовых работ. Следующий этап – это курсы по выбору и дисциплины специализации. Этот вид работ дает возможность более полно и всесторонне освещать тот круг лингвистических проблем, который не получил отражения при чтении курсов учебного плана, и обеспечивает индивидуализацию обучения. Курсовая работа в идеале должна являться итогом учебно-исследовательской работы студентов в семинарах, где происходит защита тем курсовых работ и апробируются другие элементы курсовой или выпускной квалификационной работы. Наиболее важным этапом апробации результатов исследовательской работы студента является участие в ежегодной научной студенческой конференции. Не исключаются варианты апробации работы в условиях интенсивной интеграции студента в научную деятельность на уровне региональных, всероссийских и международных конференций. В последние годы популярность среди начинающих исследователей снискала Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов».

Приведём пример формулировки описания апробации в ВКР:

Результаты проведённого исследования апробированы на 4 международных и региональных конференциях (XVII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2010», II Международной студенческой научно-практической конференции «Екатеринбург-2010», Региональной научно-методической интернет-конференции «Ставрополь-2010») 2 университетских конференциях (54-ой и 55-й научно-практических конференциях преподавателей и студентов «Университетская наука – региону» Ставропольского государственного университета, Ставрополь 2009, 2010), на материалах 2 курсовых работ, отражены в 5 публикациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: