Анатха-нивритти – очищение от нежелательных привычек

Это стадия, которая может пройти очень быстро, а может занять и десятки лет (а может, и не одну жизнь) – здесь все зависит от того, насколько искренне мы стараемся удовлетворить духовного учителя и Ваишнавов, а также стараемся избегать оскорблений и отказываться от нежелательных привычек или анартх. Слово артха означает «богатство», «достояние», а, соответственно, анартха означает нечто нежелательное.

С ее приходом преданный неожиданно начинает замечать в себе массу ужасных качеств: вожделение, гнев, жадность, зависть, иллюзия, гордость. «Откуда это все взялось!» – в ужасе думает он – «Ведь раньше всего этого не было». На самом деле все это было в нашем сердце. Только тогда пелена иллюзии была столь густой, что мы не замечали это. Теперь, когда благодаря повторению святого имени и служению Ваишнавам наше сердце немного очистилось, все это стало выходить наружу. Это подобно тому, как во время уборки пыль поднимается в воздух.

Шрила Бхактивинода Тхакур в своей «Бхаджана-рахасйе» описал различные категории анартх, чтобы мы знали своих врагов и могли сражаться с ними. Здесь мы лишь вкратце перечислим их:

1. Таттва-вибхрама или иллюзии в отношении духовной истины

1.1. Иллюзии относительно своей собственной сущности

1.2. Иллюзии относительно положения Верховной Личности Бога

1.3. Иллюзии относительно процесса садхана-бхакти, а также ее результата: према-бхакти

1.4. Иллюзии относительно препятствий на пути преданного служения

2. Асат-тришна или материальные желания:

2.1. Желания материальных объектов

2.2. Желания достичь райских планет

2.3. Желания обрести мистические совершенства

2.4. Желания освобождения

3. Апарадха или оскорбления

3.1. Оскорбления имени Господа

3.2. Оскорбления формы Господа (при поклонении Божествам)

3.3. Оскорбления преданных

3.4. Оскорбления обыкновенных живых существ

4. Хридайа-даурбалйа или слабости в сердце

4.1. Привязанность к объектам, не связанным с Кришной

4.2. Обман или склонность придираться к другим

4.3. Завистливость

4.4. Желание славы

Мы должны различать в себе все эти анартхи, стараться избавиться от них и искренне молиться о милости святому имени, следуя примеру, который подает нам во своем втором стихе шикшаштаки Господь Чаитанья:

Намнам акари бахудха ниджа-сарва-шактис
татрарпита нипйамитах смаране на калах
этадриши тава крипа бхагаван мамапи
дурдаивам идришам ихаджани нанурагах

«О мой Господь, даже одно Твое святое имя способно одарить всеми благословениями живые существа, и таких имен, как Кришна и Говинда, Ты имеешь тысячи и миллионы. В эти трансцендентные имена ты вкладываешь все Свое трансцендентное могущество. И даже не существует строгих и жестких правил для повторения Твоих имен. О мой Господь, по Своей доброте Ты даешь нам возможность легко приблизиться к Тебе, повторяя Твои святые имена, но я настолько несчастлив, что они не привлекают меня».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: