ОАО «Российские железные дороги» во взаимодействии с органами внутренних дел на транспорте и другими транспортными организациями реализовывают профилактические меры, направленные на минимизацию риска травмирования подростков в зоне движения поездов. Одним из направлений такой работы является проведение во всех регионах России оперативно – профилактических мероприятий, таких как «Осторожно - поезд!», «Безопасность», «Граффист» и др. Только в первом полугодии отделами внутренних дел на транспорте (ОВДТ) проведено около 9 тыс. рейдов и специальных мероприятий. В результате такой деятельности в дежурные части ОВДТ за различные нарушения доставлено 35 тыс. несовершеннолетних, в т. ч. за административные правонарушения – 25,5 тыс., за действия, угрожающие безопасности на железной дороге, – более 22 тыс., выявлено 243 «зацепера».
Проводится информационно-разъяснительная работа с населением, особенно активизируется она в преддверии летнего сезона. В общеобразовательных организациях проводятся беседы и лекции по правилам поведения на железнодорожном транспорте, который является зоной повышенной опасности. Подросткам объясняется, что такое увлечение как «зацепинг» может стоить здоровья или даже жизни, какие последствия наступают за совершение несовершеннолетними правонарушений на объектах транспорта. Разрабатываются и распространяются среди граждан памятки, рассказывающие о безопасном поведении на железнодорожном транспорте (размещены на сайте МВД России).
Вместе с тем, в 2013 году зафиксировано увеличение детского травматизма. По данным ОАО «РЖД» за 6 месяцев зафиксировано травмирование 91 несовершеннолетнего гражданина (+7,1%), из которых 58 погибли. Основной причиной травматизма несовершеннолетних является грубое нарушение правил личной безопасности при нахождении на объектах железнодорожного транспорта: переход железной дороги в неустановленных местах, езда на крыше и между вагонами, игры на железнодорожном полотне и другие «развлечения». Подростки, находясь непосредственно вблизи или на железнодорожных путях, не могут услышать сигнал приближающегося поезда из-за того, что в это время слушают музыку посредством плеера или мобильного телефона (в наушниках).
Для усиления пропаганды, призванной закрепить среди населения стереотип безопасного поведения на объектах транспорта, формирования личности граждан нашей страны, ответственно относящихся к личной безопасности, Директору департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России предложено расширить школьный предмет «ОБЖ» разделом «Безопасное поведение при нахождении на железнодорожном транспорте».
Главное управление на транспорте МВД России вместе с ОАО «Российские железные дороги» обратились в Министерство образования и науки Российской Федерации с предложением включить в учебную программу по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» темы по безопасному нахождению детей на территории объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Министерство образования Нижегородской области в письме от 23.09.2013г. № 316-01-100-2871/13 «О проведении мероприятий, направленных на снижение детского травматизма на железной дороге» акцентирует внимание на то, что остается напряженной обстановка по обеспечению безопасности детей на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта. За 9 месяцев 2013 года на территории Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» в результате травмирования подвижным составом пострадало 187 человек, из них 136 со смертельным исходом. Несовершеннолетних граждан травмировано 8 человек, из них 4 смертельно. Электротоком травмировано 20 человек, в том числе 4 со смертельным исходом. Несовершеннолетних травмировано 15 человек, в том числе 2 со смертельным исходом.
Практика показывает, что граждане получают серьезные травмы по собственной невнимательности, игнорируя существующие правила безопасности во время нахождения на железнодорожных объектах.
Случаи травмирования несовершеннолетних в 2013 году:
Ø 07.01.2013 на станции Правдинск смертельно травмирован учащийся, 14 лет. При попытке подняться на вагон, подросток приблизился к контактному проводу и был поражен электрическим током;
Ø 20.02.2013 на перегоне Правдинск – Заволжье смертельно травмирован подросток, 15 лет. При приближении к железнодорожному переезду, локомотивная бригада увидела человека, приближающегося к железнодорожному пути, который на сигналы большой громкости не реагировал. Машинист незамедлительно при скорости 95 км/ч совместно с подачей звукового сигнала применил экстренное торможение, но ввиду малого расстояния и большой скорости наезд предотвратить не удалось;
Ø 13.03.2013 на станции Луза был травмирован подросток, 17 лет. Пострадавший, находясь в состоянии алкогольного опьянения, шел от железнодорожного вокзала вдоль железнодорожного пути. При проходе поезда по главному пути подростка качнуло, он ударился о вагон, в результате чего его отбросило на бровку;
Ø 01.04.2013 на станции Сережа электротоком травмирован несовершеннолетний, 16 лет. Вместе с другом подросток поднялся на железнодорожный мост с целью побросать снежки в проходящие поезда. Наклонившись вниз, ближе к электропроводам, несовершеннолетний попал под действие разряда электрической дуги, получив ожоги 90% поверхности тела;
Ø 06.04.2013 на станции Яр были травмированы две девочки, 10 лет. Травмирование произошло при производстве маневровых работ при осаживании состава вагонами вперед. В нарушение правил поведения на объектах железнодорожного транспорта девочки шли вдоль железнодорожных путей (направлялись в школу), где и оказались в габарите движения состава;
Ø 18.05.2013 на перегоне Киров – Киров-Котласский травмирована девушка, 16 лет, которая находилась в состоянии алкогольного опьянения, намеревалась перейти железнодорожные пути в неустановленном месте. Предупреждающего сигнала поезда не слышала, прослушивала музыку через наушники;
Ø 26.05.2013 на ст. Дзержинск травмирован учащийся, 14 лет, который поднялся на железнодорожную цистерну, находящуюся на 6 пути ст. Дзержинск, где и был поражен электротоком;
Ø 31.05.2013 на станции Правдинск смертельно травмирован молодой человек, 17 лет. При попытке подняться на вагон-цистерну, травмирован электрическим током с последующим падением в междупутье;
Ø 02.06.2013 на перегоне Поздино – Лянгасово смертельно травмирована учащаяся, 15 лет. При следовании грузового поезда в кривом участке пути в непосредственной близости от железнодорожного полотна, спиной к поезду шла девушка. На подаваемые сигналы большой громкости девушка не реагировала и продолжала двигаться в непосредственной близости от железнодорожного полотна. Было применено экстренное торможение, но ввиду малого расстояния столкновения с девушкой избежать не удалось;
Ø 12.06.2013 на перегоне Лянгасово – Поздино смертельную электротравму получил несовершеннолетний, который торопился с дачного участка в г. Киров. В целях экономии времени подросток не пошел к железнодорожному пешеходному мосту, а попытался перелезть через стоящий грузовой состав;
Ø 18.06.2013 в районе подъездных путей станции Казань получил ожог 60% поверхности тела учащийся несовершеннолетний, 15 лет. Недалеко от своего дачного участка подросток катался на велосипеде. Со слов очевидцев несовершеннолетний, оставив велосипед на земле, полез на крышу вагона стоящего на пути грузового состава;
Ø 20.06.2013 на станции Яр электротоком травмирован несовершеннолетний, 1997 г.р. Подросток забрался на локомотив, затем на крышу вагона. В результате поражения электрическим разрядом у несовершеннолетнего поражено 80% поверхности тела;
Ø 24.06.2013 на станции Владимир смертельно травмирована девушка 1998 г.р., которая забралась на рефрижератор, находящийся под автомобильным мостом, в результате чего оказалась в зоне действия электрического тока.
Ø 03.07.2013 на ст. Кизнер травмирован учащийся, 10 лет. Несовершеннолетний поднялся на цистерну, находящуюся в составе поезда, стоящего на 16 пути ст. Кизнер, в результате чего был поражён электротоком;
Ø 21.07.2013 на станции Кудьма был смертельно травмирован подросток, 1998 г.р. Пострадавший поднялся на цистерну и был поражен электрическим током;
Ø 30.07.2013 на перегоне Сосновка – Кизнер травмирован учащийся несовершеннолетний, 10 лет. Подросток получил термический ожог 35% тела на железнодорожном мосту через реку Пыжманка на 962 км;
Ø 11.08.2013 на ст. Пильна травмирован несовершеннолетний. Подросток поднялся на контейнеровоз в составе поезда и был поражен электротоком;
Ø 12.08.2013 на ст. Чернушка травмированы двое несовершеннолетних. Девочки поднялись на цистерну, стоящую на 3 пути ст. Чернушка и были поражены электротоком;
Ø 22.08. 2013 на ст. Ветлужская учащийся 2003 г.р. попал под напряжение контактной сети на 4 пути при попытке взобраться на хоппер-дозатор;
Ø 04.09.2013 на перегоне Зелёный Дол – Васильево травмирован подросток, 16 лет. Следуя по перегону, примерно за 500 метров, машинист увидел переходящего через железнодорожные пути человека. Машинист подал звуковой сигнал. Когда оставалось около двухсот метров, человек остановился в колее железнодорожного пути лицом к приближающемуся поезду, он не уходил и на подаваемые машинистом сигналы большой и малой громкости не реагировал. Одновременно с подачей сигналов, машинист применил экстренное торможение. Из-за малого расстояния наезд предотвратить не удалось. После полной остановки поезда помощник машиниста осмотрел место происшествия и доложил машинисту, что пострадавший жив, но после от полученных травм он скончался.
Ø 18 сентября 2013г. на перегоне Петушки – Костерово травмирован учащийся, 14 лет. Пострадавший с друзьями решил съездить в г. Петушки. В 19ч.12 минут компания из трех человек села в электропоезд сообщением Владимир - Москва в середину состава. После отправления электропоезда со станции Костерево, через пять минут ребята вышли в тамбур. Пострадавший, слева по ходу движения состава стал разжимать автоматическую дверь тамбура. Сначала он отжал правую створку двери и прижался к ней спиной, затем ногой отжал левую створку двери и встал между открытых створок, удерживая их спиной и ногой, одновременно периодически высовываясь наружу в открытую дверь. Друзья потерпевшего сделали ему замечание, что бы он прекратил разжимать двери, так как это небезопасно. Погибший на замечание ответил, что ничего страшного в этом нет, что он и ранее неоднократно проделывал эту процедуру. Неожиданно левая створка двери закрылась, так как пострадавший убрал ногу, учитывая, что основной частью тела он высунулся наружу, не удержался на ногах и выпал из состава.
Сложившееся положение с детским травматизмом на железной дороге, - по оценке ГЖД, - свидетельствует о незнании детьми Правил поведения на железной дороге и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке.
Таким образом, проблема травматизма детей на объектах ГЖД на сегодняшний день является актуальной. В связи с этим, с целью предупреждения травматизма на территории объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта с 16.09.2013 года объявлен профилактический месячник "Путь твоей безопасности", в период проведения которого запланировано проведение мероприятий, направленных на снижение детского травматизма на железной дороге.
Министерство образования Нижегородской области обратилось с просьбой к руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, руководителям государственных образовательных учреждений Нижегородской области организовать проведение лекций и бесед в подведомственных образовательных организациях по предупреждению травмирования детей на объектах железнодорожного транспорта.