Перспективы менеджмента. Тенденции и факторы развития менеджмента. Новая управленческая парадигма

В сложном сочетании разных подходов и школ управления в 70 – 80-е годы прошлого века сформировалась новая система взглядов на менеджмент в кардинально меняющейся экономической среде (Т. Питерс, И. Ансофф, П. Друкер и др.), которая характеризует современный этап развития науки управления. В центре современных взглядов на менеджмент стоит проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды, нередко диктующим стратегию и тактику организации.

Основные положения новой парадигмы управления:

- организация – это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды;

- ориентация не на объемы, а на качество продукции и услуг, удовлетворение потребностей;

- ситуационный подход к управл., важность быстроты и адекватности реакций, обесп. адаптацию к условиям сущест. орган.;

- главные источники добавленной стоимости – люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала;

- система управления ориентир. на повыш. роли орг. культуры и нововвед, на мотивацию работников и новый стиль руков.

Новая парадигма управления реализуется в «новой философии управления», которая имеет три составляющие:

- Концепцию группового сотрудничества, предполагающую улучшение трудового взаимодействия, ориентацию на работу в командах, проектных и целевых группах, создание благоприятного климата в коллективе, сотрудничество с администрацией.

- Концепцию гуманизации труда, связанную с приспособлением техники к рабочему, улучшением условий труда, обогащением процесса труда, усилением творческих элементов в его содержании.

- Концепцию демократизации управления, которая заключается в переходе от жестких иерархических структур к плоским, гибким структурам; в делегировании вниз части управленческих полномочий, расширении самостоятельности и ответственности исполнителей в решении проблем, возникающих на рабочих местах.

«Новой философии управления» соответствуют сформулированные в 90-е годы принципы управления, в которых главное внимание обращается на человека как ключевой ресурс организации, а также создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе. Отсюда внимание к организационной культуре, демократизации управления, честности и доверию людям, коммуникациям, стилю руководства.

Новые принципы управления:

1.лояльность к работающим; 2.ответственность как обязательное условие успешного управления; 3.коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали; 4.атмосфера, способствующая раскрытию способностей людей; 5.долевое участие каждого в общих результатах; 6.своевременная реакция на изменения во внешней среде; 7.непосредственное участие менеджеров в групповой работе как условие достижения согласованности и целостности; 8.соблюдение этики бизнеса; 9.четкое представление о месте и роли организации в будущем; 10.постоянное совершенствование качества личной работы.

При этом эффективные менеджеры должны исходить из постулата, что основной ценностью и источником благополучия организации являются ее работники, самоуправляемые и самообучающиеся рабочие группы и команды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: