Ценовая дискриминация как стратегия фирмы – несовершенного конкурента

Ценовая дискриминация существует там, где два или более схожих товара продаются по ценам, которые находятся в разных отношениях с их предельными издержками, то есть либо при одинаковых предельных издержках товары продаются по разным ценам, либо при разных предельных издержках товары продаются по одним и тем же ценам.

Цель ценовой дискриминации заключается в захвате фирмой потребительского излишка в максимально возможном количестве. В условиях ценовой дискриминации фирма получает от рыночного обмена двойную выгоду, в то время как потребителю остается довольствоваться только фактом наличия у него желаемого товара. Эквивалентность обмена тем самым нарушается.

Ценовая дискриминация не всегда может привести к желаемому с точки зрения фирмы результату. Условия, необходимые для проведения эффективной политики ценовой дискриминации, включают в себя:

1. Наличие рыночной власти у фирмы, проводящей ценовую дискриминацию2. Возможность фирмы классифицировать потребителей по группам с одинаковыми ценовыми предпочтениями3. Способность фирмы предотвратить перепродажу товара

Совершенная цен. дискриминация – это ценовая политика фирм, при кот. на каждую единицу однородного товара устанавливается своя Р, равная Р её спроса, и весь излишек покупателя изымается фирмой. Фирма б.продавать до тех пор, пока единица товара, проданная дополнительн. потребителю, не принесёт Р, равную предельным издержкам его произ-ва.(адвокат,репетитор и т.п.) К данному типу цен.дискрим.относится ценообразование клубных карт, осуществляемое как клубное благо. Клубное благо-это благо, потребление которого одним индивидом не исключает потребление другими в тот же момент t.

при ценообразовании клубных карт с одной стороны, кажд.единицу клуб.блага потребитель приобретает по конкурент.P=MR, но для того, чтобы вообще иметь возможность потреблять клубное благо, потребитель д.заплатить клубный взнос, вследствие чего излишек потребителя изымается фирмой полностью

В случае ценовой дискриминации второй степени цены товара зависят от объема покупки. Наблюдается так называемое нелинейное ценообразов., то есть ситуация, когда расходы потребителя на покупку товара не пропорциональны покупаемому объему а зависят от того, какую схему изменения цены выбрал продавец. Есть несколько разновидностей

1. Скидки за большой объем покупок. - простые скидки. за объем разовой покупки призваны поощрять покупателей к приобретению как можно больших по объему партий товаров. - накопительные(кумулятивные) скидки. снижение цены в случае превышения суммарной величина закупок. - ступенчатые скидки. скидки за объем закупки сверх порогового значения (на электричество, газ, воду) 2. Скидки за внесезонную закупку.3. Скидки за ускорение оплаты (2/10 нетто 30) 4. Скидки за поощрение продаж нового товара. Гарантируется торг. посредникам, если они берут для реализации новые товары, продвижение кот. требует повышенных расходов на рекламу. и услуги торг. агентов. 5. Скидки при комплексной закупке товаров.покупателю, если он приобретает товар вместе с другими дополняющими товарами этой фирмы. 6. Скидки за отказ товаров фирм-конкурентов. Покупателю в случае подписания им эксклюзивного договора о закупках товара только одного поставщика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: