Количественные и качественные характеристики отраслевых рынков

Количественными показателями структуры отраслевого рынка являются: численность продавцов данного отраслевого рынка, доли, занимаемые продавцами на данном отраслевом рынке, показатели рыночной концентрации. Качественная хар-ка - барьеры.

Рыночная концентрация – это степень преобладания одного или нескольких независимых хозяйствующих субъектов в системе реализации взаимозаменяемых товаров на одном отраслевом рынке.

Уровень концентрации тем выше, чем меньше число фирм, функционирующих на данном рынке. Чем выше уровень концентрации, тем менее конкурентным будет рынок. Чем выше размер фирмы по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей (продавцов) на этом рынке

Коэффициент концентрации CRi – прямой показатель. Измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке, измеряться может, как в долях, так и в процентах. ; где k- количество фирм, для которых рассчитывается показатель. Для одного и того же числа крупнейших фирм, чем больше индекс концентрации, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции, тем больше рыночная власть данных фирм.

Индекс Герфиндаля – Гиршмана HHI - суммарный показатель. Учитывает как число фирм на рынке, так и неравенство их положения. Определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке: ; Индекс принимает значение от 0, в идеальном случае СК, когда много фирм, контролир ничтожную долю рынка, до 1, когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100% выпуска. Следовательно, чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке, тем выше неравенство между предприятиями.

Высококонцентрированные рынки. Если в результате слияния HHI увеличивается на 50 пунктов, оно разрешается. Если более чем на 100 пунктов, запрещается. Рост HHI на 51-100 пунктов является основанием для дополнительного изучения допустимости слияния. Среднеконцентрированные. Если HHI>1400, рынок - «угрожающе немногочисленный», дополнительная проверка допустимости слияния. Низкоконцентрированные. Слияние и поглощение беспрепятственно допускается.

Барьеры входа на рынок – это такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Нестратегические: Институциональные (административные) барьеры систему лицензирования, выдачу разрешений, распределение квот. Квоты. Дотации. Потребности финансирования. Деятельность коррумпированных и криминальных структур. Эффект масштаба. Иностранная конкуренция -чем ниже импортный тариф, тем ниже барьеры входа для зарубежного конкурента. Темпы роста спроса и эластичность спроса чем выше темпы роста спроса, тем легче новым фирмам войти в отрасль. Чем ниже эластичность спроса, тем легче для доминирующей фирмы одновременно ограничивать вход в отрасль и получать экономическую прибыль. Стратегические: Диверсификаци отражает распределение выпуска фирмы между разными целевыми рынками. Дифференциация товара выделение продукта какой-либо фирмы в глазах потребителей от остальных продуктов данного класса. Слияния (поглощения) фирм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: