Условия осуществления рынка, его принципы и функции

Рынок - связующее звено между производителем и покупателем; это место, где они встречаются. По Филипу Котлеру: «Рынок - это совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров».

Природа рынка представлена на рис. 1, где представлены три разных способа удовлетворения потребностей различных людей в своих нуждах:

Рис. 1 Становление централизованного обмена

Потребительский рынок - это отдельные лица, при­обретающие товары и услуги для личного пользования. Потребители резко отличаются друг от друга возрастом, уровнем доходов и образования, вкусами и т. д. Исходя из характеристик, деятели рынка выделяют различные группы потребителей и создают товары и услуги, рас­считанные для каждой из них. Примером такой группы потребителей могут служить молодые люди (от 18 до 24 лет). Выделение их в отдельную группу объясняется следующим:

♦ стремлением опробовать новые товары;

♦ настроенностью тратить, а не накапливать деньги;

♦ желанием удовлетворить свои вкусы (и как следствие - выделение значительной доли средств на стереоаппаратуру, модную одежду, личный транс­
порт, книги и т. д.).

В настоящее время на исследование потребительско­го рынка фирмы тратят все больше средств, пытаясь выяснить, кто, как, когда, где и почему покупает тот или иной товар. Разобравшись в реакции потребителей на различные характеристики товара, цены, рекламу и другие факторы, предприятие будет иметь преимущество перед конкурентами. Рассмотрим самую простую мо­дель покупательского спроса (рис. 2). Побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители проникают в сознание покупателя и вызывают ответную реакцию покупателя.

       
 
Побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители
 
 


Рис. 2.Простая модель покупательского поведения

Побудительные факторы маркетинга включают то­вар, цену, методы распространения и продвижения, т. е. представляют собой управляемые (контролируе­мые) факторы внутренней среды маркетинга. Прочие раздражители (экономические, политические, культур­ные, научно-технические и т. д.) - это неуправляемые (неконтролируемые) факторы внешней среды маркетин­га. Отсюда задача маркетинга разобраться в реакции покупателя в ответ на побудительные факторы и прочие раздражители, т. е. исследовать покупательское поведе­ние.

Маркетинг рынка предприятий существенно отлича­ется от маркетинга потребительского рынка:

♦ предприятия приобретают товары и услуги не только для получения прибыли, но и для сокра­щения издержек, удовлетворения нужд своей внут­ренней клиентуры, а также выполнения каких-либо общественных или правовых обязательств;

♦ формальное участие большего числа лиц в процес­се принятия решений о закупках для нужд пред­приятия, чем в решении таких же вопросов при
потребительских покупках;

♦ агенты предприятия по закупкам действуют в со­ответствии с официальными установками, лимитами и прочими требованиями своей организа­ции;

♦ составляются договоры купли-продажи, запрашиваются оферты, делаются предложения и т.д., что обычно не встречается в процессе потребительских покупок.

Условия существования рынка:

1. Наличие хотя бы двух заинтересованных сторон, выступающих в роли субъектов рынка.

2. Наличие товаров, имеющих потребительскую стоимость.

3. Наличие полной информации о товаре.

4. Вера партнера в то, что в результате обмена он получит стоимость, эквивалентную той, которую предлагает сам.

Принципы осуществления рынка:

  1. Свободный выбор продавцом покупателя, а покупателем – поставщика.
  2. Конкуренция товаров и отсутствие монополизма.
  3. Свободный обмен товара на деньги.
  4. Отсутствие фондированного распределения товаров.
  5. Свободное действие закона стоимости.
  6. Анализ потенциала сферы производства.
  7. Наличие развитой инфраструктуры (оптовой и розничной торговли).
  8. Наличие покупателей, располагающих денежными средствами.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: