Вопрос 4. Макроэкономические показатели уровня цен

Чтобы учесть влияние цен на макроэкономические показатели рассчитывают индексы цен. Индекс цен – это показатель, выражающий относительное изменение среднего уровня цен товаров во времени или в территориальном разрезе.

Выделяют следующие виды индексов цен:

1. Индекс оптовых цен – на все товары, реализуемые большими партиями;

2. Индекс цен производителей – оптовых цен на товары отдельных отраслей;

3. Индекс розничных цен – цен на все товары, продаваемые в розничной торговле;

4. Индекс стоимости жизни – цен «потребительской корзины» определенной группы розничных покупателей;

5. Индекс экспортных и импортных цен;

6. Индекс-дефлятор ВВП – индекс цен на все товары и услуги, покупаемыми конечными потребителями и др.

Обычно считают три основных показателя уровня цен:

1. Индекс потребительских (розничных) цен или индекс Ласпейреса – считается как средневзвешенная оценка изменений стоимости набора потребительских товаров, входящих в корзину базового года. Индекс является показателем общей стоимости товаров и услуг, приобретаемых типичным потребителем.

2. Дефлятор ВВП или индекс Паше – считается как средневзвешенная оценка изменения стоимости набора товары как потребительского так и производственного назначения, входящего в корзину. Характеризует средний уровень цен.

3. Индекс Фишера – усредняет значения индексов Ласпейреса и Паше.

Перечисленные индексы цен позволяют определить темп инфляции в стране (ht) – показывает на сколько процентов выросли цены за рассматриваемый период.

Тема 10. Совокупный спрос. Совокупное предложение. Равновесие экономической системы

Вопрос 1. Совокупный спрос

Совокупный спрос (AD) – это вся масса товаров и услуг, на которую общество предъявляет спрос при данном уровне цен.

Составные части совокупного спроса:

потребительский спрос домохозяйств (C);

инвестиционный спрос предпринимателей (I);

государственные закупки товаров и услуг (G);

чистый экспорт (NX).

1.Ценовые;

2.Неценовые.

К основным неценовым факторам относят:

1. Эффект процентной ставки – чем выше ставка, тем ниже совокупный спрос;

2. Эффект реального богатства (покупательной способности активов) – чем ниже покупательная способность, тем меньше совокупный спрос;

3. Эффект импортных закупок – увеличение потребления импортных товаров на внутреннем рынке способствует увеличению совокупного спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: