Чтобы учесть влияние цен на макроэкономические показатели рассчитывают индексы цен. Индекс цен – это показатель, выражающий относительное изменение среднего уровня цен товаров во времени или в территориальном разрезе.
Выделяют следующие виды индексов цен:
1. Индекс оптовых цен – на все товары, реализуемые большими партиями;
2. Индекс цен производителей – оптовых цен на товары отдельных отраслей;
3. Индекс розничных цен – цен на все товары, продаваемые в розничной торговле;
4. Индекс стоимости жизни – цен «потребительской корзины» определенной группы розничных покупателей;
5. Индекс экспортных и импортных цен;
6. Индекс-дефлятор ВВП – индекс цен на все товары и услуги, покупаемыми конечными потребителями и др.
Обычно считают три основных показателя уровня цен:
1. Индекс потребительских (розничных) цен или индекс Ласпейреса – считается как средневзвешенная оценка изменений стоимости набора потребительских товаров, входящих в корзину базового года. Индекс является показателем общей стоимости товаров и услуг, приобретаемых типичным потребителем.
|
|
2. Дефлятор ВВП или индекс Паше – считается как средневзвешенная оценка изменения стоимости набора товары как потребительского так и производственного назначения, входящего в корзину. Характеризует средний уровень цен.
3. Индекс Фишера – усредняет значения индексов Ласпейреса и Паше.
Перечисленные индексы цен позволяют определить темп инфляции в стране (ht) – показывает на сколько процентов выросли цены за рассматриваемый период.
Тема 10. Совокупный спрос. Совокупное предложение. Равновесие экономической системы
Вопрос 1. Совокупный спрос
Совокупный спрос (AD) – это вся масса товаров и услуг, на которую общество предъявляет спрос при данном уровне цен.
Составные части совокупного спроса:
потребительский спрос домохозяйств (C);
инвестиционный спрос предпринимателей (I);
государственные закупки товаров и услуг (G);
чистый экспорт (NX).
1.Ценовые;
2.Неценовые.
К основным неценовым факторам относят:
1. Эффект процентной ставки – чем выше ставка, тем ниже совокупный спрос;
2. Эффект реального богатства (покупательной способности активов) – чем ниже покупательная способность, тем меньше совокупный спрос;
3. Эффект импортных закупок – увеличение потребления импортных товаров на внутреннем рынке способствует увеличению совокупного спроса.