Советская дефектологическая наука попыталась найти комплексное решение проблемы отклоняющегося развития и поведения детей и подростков. На одном из первых Всероссийских съездов деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью (1920) ставились задачи: вскрыть причины дефективности, наметить меры борьбы с ней, определить типы учреждений для аномальных детей и характер обучения и воспитания детей в них, решить вопрос о судьбе выпускников специальных учреждений, определить пути подготовки кадров дефектологов. В работе съезда приняли участие многие специалисты, занимавшиеся проблемой аномального детства в дореволюционной России. Несмотря на экономические трудности в стране, съезд дал ощутимый импульс в активизации работы по данной проблеме, обозначив ее как общегосударственную, общенародную.
Новое время потребовало изменения взглядов на природу и сущность аномального детства, на задачи и содержание деятельности специальных образовательных учреждений, потребовался и новый подход к теории и практике изучения отклонений в развитии и поведении детей. Это успешно удалось сделать психологу-экспериментатору Льву Семеновичу Выготскому (1896–1934), который сумел разобраться в теоретическом хаосе специальной педагогики того времени, выделить самое важное и существенное в природе дефективности, определить социальную значимость помощи аномальным детям в России.
|
|
Выготский сумел определить ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства, выявить, систематизировать и увязать их с общими закономерностями развития личности и общества. Им были сформулированы новые задачи специальной педагогики и специальной школы, основные теоретические предпосылки для перестройки работы в области аномального детства. Суть их сводилась к тому, чтобы «связать педагогику дефективного детства (сурдо-, тифло-, олиго- и т.п. педагогику) с общими принципами и методами социального воспитания, найти такую систему, в которой удалось бы органически увязать специальную педагогику с педагогикой нормального детства».
Теоретическое осмысление обозначенных проблем вызвало стремление создать целостное представление о ребенке на различных стадиях возрастного развития. Эту роль взяла на себя педология, обозначающая науку, призванную объединить разнообразные данные о ребенке.
Педология (от греч. paidos – дитя и logos – наука) – направление в педагогике и психологии, возникшее в конце ХIХ в. под воздействием эволюционных идей. Оно связывалось, прежде всего, с именем американского психолога Стенли Холла, который в 1889 г. создал первую педологическую лабораторию. С. Холл (1846–1924) разработал ряд самооценочных опросников для детей разных возрастов. Он опирался на теорию рекапитуляции, в которой утверждается, что ребенок в своем психическом развитии последовательно проходит филогенетические стадии человеческой психики.
|
|
Термин «педология» был предложен в 1893 г. американским психологом Оскаром Хрисманом, учеником С. Холла, для обозначения всестороннего исследования закономерностей возрастного развития. Считается, что педология возникла в марте 1893 г., когда О. Хрисман в своей книге о психологии сформулировал идею создания новой науки, которая стала бы совокупностью старых наук – медицины, психологии, психиатрии, социологии и этнографии. Такая наука, по его мнению, должна была обеспечить целостный подход к изучению ребенка. Эту науку Хрисман назвал педологий. Наряду с термином «педология» в то время употреблялись как равнозначные термины «психология детства», «педагогическая психология», «экспериментальная педагогика» и др.
Помимо названных ученых на Западе педологией активно занимались Ж. Болдуин, Э. Мейман, В. Прейер и др. Основоположником российской педологии является блестящий ученый и организатор А.П. Нечаев. Большой вклад в развитие педологии в России внесли В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, П.П. Блонский и др.
В 1907 г. в С.-Петербурге В.М. Бехтеревым был создан педологический институт, основан журнал «Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии». Организаторами исследований по изучению детского развития в это время стали А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский и др. Педология была широко представлена на съездах по педагогической психологии (1906, 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916). Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педагогическое консультирование, проводилась работа с родителями, разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В педологии ребенок рассматривался комплексно, во всех своих проявлениях, в постоянном развитии и в различных, в том числе социальных, условиях.
Педология имела тесную связь с коррекционной педагогикой, которая стала интенсивно развиваться в России в первые годы советской власти. Прогресс коррекционной педагогики подтолкнули события и причины, весьма похожие на нынешние: смена общественного строя, крушение устоявшихся идеалов и принципов, гражданская война, детская беспризорность. Новым революционным правительством были поставлены задачи теоретически осмыслить возникшие социальные и педагогические явления, посадить за парты всех детей, в кратчайшие сроки покончить с детской беспризорностью, создать сеть реабилитационных и коррекционных учреждений.
В 20-30-е г.г. ХХ в. осуществлялся ряд исследований по вопросам клинической дифференциации неуспевающих школьников, в которых подчеркивалось большое значение организации специального обучения и воспитания «временно ненормальных детей» (П. И. Растегаев, 1920) или детей «с пониженным общим развитием» (И. Борисов, 1925), предлагались пути и средства работы с такими детьми (Л.С. Выготский, 1928), отмечалось, что эти дети нуждаются в особом внимании со стороны учителей и врачей (Ф. А. Касторский, 1937 и Н. И. Озерецкий, 1938) и др.
На тот период были теоретически решены многие вопросы коррекционной педагогики, как в области обучения, так и воспитания. В частности, были даны определения безнадзорности и беспризорности, педагогической запущенности, детской преступности.
С целью оказания коррекционной помощи детям и решения социально-педагогических проблем в целом в России и на белорусских землях функционировал ряд учебно-воспитательных структур: детский инспекториат, детский приемный пункт, распределительно-наблюдательный пункт, комиссия по делам несовершеннолетних, институт социального перевоспитания, институт опеки.
|
|
Решение этих важных проблем способствовало яркому расцвету таланта видных российских педагогов А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, С.М. Ривеса, Н.П. Шульмана, М.М. Пистрака, В.Н. Сороки-Росинского, З.Н. Гинзбурга, которые в 20-х гг. открывали новые школы и коммуны, осуществляли коррекционное воспитание детей на основе их трудовой деятельности.
Так А.С. Макаренко (1888–1939) был организатором воспитательных колоний для малолетних преступников. Например, в Полтавской трудовой колонии для трудных детей, которой он руководил, в 1924 г. содержалось за воровство – 51, безнадзорность–39, убийство –2, бандитизм–6 детей и подростков до 16 лет. А.С. Макаренко прославился созданием новых эффективных методик превентивного и коррекционного воспитания, которые до сих пор остаются непревзойденными в отечественной и мировой педагогике, так как все его воспитанники встали на путь исправления.
Много сделал для развития теории и практики коррекционного воспитания и С.Т. Шацкий (1878–1934). Один из его педагогических экспериментов был связан с организацией в Калужской губернии трудовой колонии «Бодрая жизнь», где он реализовывал программу перевоспитания трудных детей и подростков на основе организованного производительного труда.
Павел Петрович Блонский (1884–1941) – биогенетик, философ, психолог, педагог, автор биогенетической концепции развития личности, а также концепции трудовой школы – организовал Академию социального воспитания в Москве, проводил опытно-экспериментальную работу в школах. С середины 1920 г. теоретические интересы Блонского сосредоточились на педологии. Он настаивал на глубоком знании и учете в воспитании половых, возрастных, персональных и типических особенностей ребенка. По его мнению, педагогика должна изучать причинно-следственные связи в воспитании и обучении. Инструментарием научной педагогики он называл объективные статистические сведения о ребенке и детстве, полученные с помощью специальных тестов. Блонский предлагал вести педагогическую работу согласно схеме сильного и слабого типов физического и умственного развития ребенка. По результатам тестов определялся уровень развития ребенка. При этом ребенок слабого типа не должен был конкурировать с ребенком сильного типа, так как он нуждался в дополнительных занятиях.
|
|
После Октябрьской революции развилась сеть педологических учреждений, были проведены конференция (1927) и съезд педологов (1928), выходил журнал «Педология» (1928–1932). Распространение педологии в России в 1920–1930 гг. сопровождалось острыми дискуссиями о ее предмете, задачах и методах. В 1920-х гг. в полемике о факторах и движущих силах детского развития заострялись крайние точки зрения (биологизаторская и социологизаторская). Широкое распространение приобрел метод тестов. Результаты тестирования считались основанием для психологического диагноза и прогноза. Применяя метод тестирования, педологи приходили к неутешительным выводам
Многие работы, выполненные в русле педологии, содержали ценный материал по проблемам детства. Несмотря на то, что педология была готова к решению основных теоретических проблем и переходу к широкому практическому внедрению своих результатов, партийные и советские органы запретили педологию как науку и практику и потребовали от нее «саморазоблачения». В СССР педологические исследования проводились в 1920–1930-х гг., а затем были запрещены. В 1936 г. вышло постановление ЦКРКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», которое педологические взгляды трактовало как вредные и не соответствующие советскому образу жизни.
В послевоенное время в СССР исследования в области коррекционной педагогики, посвященные проблемам воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии и поведении возобновляются (Д. Д. Бекарюков, 1947 и др.).