Основной задачей углубленного операционного анализа является решение вопросов ценовой и ассортиментной политики.
При проведении углубленного операционного анализа часть постоянных затрат относят непосредственно на конкретный товар.
При этом к прямым постоянным затратам относят амортизационные начисления по оборудованию, на котором производится именно рассматриваемый продукт, зарплата работников конкретного цеха, расходы по содержанию этого цеха и т.п.
Косвенные постоянные затраты относятся к предприятию в целом.
Основной принцип углубленного операционного анализа заключается в объединении прямых переменных затрат и прямых постоянных затрат на данный товар и вычисление промежуточной маржи.
Для проведения анализа необходимо рассчитать порог безубыточности и порог рентабельности для каждого вида продукции в натуральных и стоимостных единицах измерения и разработать рекомендации по совершенствованию товарной политики предприятия.
1) Маржинальный доход - экономический показатель, представляющий собой разницу между выручкой от реализации продукции (ценой реализации) и переменными затратами.
|
|
DMi = V - UC
где V -выручка от реализации
UC – переменные затраты
2) Удельный маржинальный доход – величина маржинального дохода на единицу продукции.
dMi = DMi:vi
3) промежуточный маржинальный доход по видам продукции
dMiII = DMi - FCi
где FCi – постоянные затраты, относящиеся к данному виду продукции.
4) Удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации или коэффициент маржинального дохода.
KDMi= DMi : Vi
5) Порог безубыточности данного товара — это такая выручка от реализации, которая покрывает переменные затраты и прямые постоянные затраты. При этом промежуточный маржинальный доход равен нулю. Если не достигается хотя бы нулевого значения промежуточного маржинального дохода — эту продукцию надо снимать с производства (либо не планировать ее производство заранее).
Порог безубыточности в натуральном выражении можно определить следующим образом:
Qki = FCi / dMi
где Qki – порог безубыточности по данному виду продукции,
FCi – прямые постоянные затраты, относящиеся к данному виду продукции,
dMi – удельный маржинальный доход по данному виду продукции.
Порог безубыточности в стоимостном выражении:
Ski = FCi / KGmi
где Ski – порог безубыточности в стоимостном выражении,
KdMi – коэффициент маржинального дохода по данному виду продукции.
9) Порог рентабельности товара — это такая выручка от реализации, которая покрывает не только переменные и прямые постоянные затраты, но и отнесенную на данный товар величину косвенных постоянных затрат. При этом прибыль от данного товара равна нулю.
|
|
Расчет порога рентабельности в натуральном выражении:
Q' ki = (FCi + FCкосв) / dGMi
Расчет порога рентабельности в стоимостном выражении:
S' ki = (FCi + FCкосв) / Kdmi
Стоит отметить, что порог рентабельности и порог безубыточности не являются тождественными понятиями. (соответственно и их значения различны, порог рентабельности выше, чем порог безубыточности.)