Анализ качества произведенной продукции

В условиях рынка оценка качества строится на показателях, отражающих конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках. Качество – это величина непостоянная. Она зависит от уровня применяемой техники и технологии; уровня квалификации; дисциплины.

К обобщающим показателям, характеризующим качество продукции, относят:

- объем и удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпуска продукции;

- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

- удельный вес продукции высшей категории качества;

- средний коэффициент сортности;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

- удельный вес экспортируемой продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей продукции независимо от ее вида и назначения.

Частные показатели качества характеризуют технические и потребительские свойства продукции.

Аналитическими показателями, характеризующими каче­ство, являются удельный вес или коэффициент сер­тифицированной продукции в общем объеме выпущенной продукции в действующих оптовых ценах предприятия (без НДС и акцизов). Показатели характеризуют долю в процентах или уровень продукции в копейках на 1 рубль общего объема продукции (работ, услуг).

Важнейшим направлением аналитической работы являет­ся анализ новых видов продукции (работ, услуг). Для этого рассчитываются и анализируются следующие показатели:

- уровень модернизации продукции как отношение объ­ема модернизированной продукции к общему объему выпуска продукции в действующих оптовых ценах;

- уровень обновления продукции как отношение объема новой продукции к общему объему выпуска продукции в действующих оптовых ценах.

Рассчитанные показатели сопоставляются с плановыми показателями за предыдущий период, за ряд лет.

В условиях рыночной экономики усиливается значение экономических форм защиты интересов потребителей от по­ставок им некачественной продукции. Одной из форм защи­ты является право потребителя на предъявление поставщи­кам рекламаций. Рекламация – претензия, предъявляемая поставщику в связи с поставкой продукции, качество которой не соответ­ствует условиям договора или контракта на поставку продук­ции.

Наличие или отсутствие рекламаций является обобщаю­щим показателем нестабильности (стабильности) качества продукции.

В процессе анализа выявляется:

- количество предъявленных и принятых рекламаций в целом и по важнейшим видам продукции;

- количество и стоимость продукции, по которой приня­та рекламация;

- удельный вес зарекламированной продукции в общем объеме реализованной продукции в действующих опто­вых ценах.

Затем анализируют динамику количества принятых ре­кламаций, стоимости и доли зарекламированной продукции по сравнению с прошлым годом или за ряд лет в целом по всей продукции и по важнейшим видам. Это дает возмож­ность выявить изделия, на которые предъявлено наибольшее количество рекламаций, и обратить внимание на качество вы­пускаемой продукции.




double arrow
Сейчас читают про: