Основную часть прибыли до налогообложения составляет прибыль от основной деятельности, т.е. прибыль от продаж, поэтому ее подвергают особому анализу. При этом базой для сравнения с фактически полученной прибылью могут быть как прибыль предыдущего аналогичного периода, так и расчетные (плановые) данные.
В экономической литературе предложены многочисленные варианты методик факторного анализа прибыли от продаж. Однако из всего многообразия можно выделить два основных подхода к факторному анализу прибыли от продаж:
- анализ предполагает прямые расчеты влияния факторов − объема продаж, себестоимости и цены единицы продукции − по отдельным позициям номенклатуры (ассортимента);
- анализ основывается на информации, содержащейся в форме «Отчет о финансовых результатах» – так называемый экспресс-анализ.
На динамику прибыли оказывают влияние множество факторов. Однако, как было отмечено, к основным можно отнести отпускные цены на продукцию, себестоимость проданной продукции и объем продаж.
Основное влияние на размер полученной предприятием прибыли оказывает изменение себестоимости проданной продукции. Между уровнем себестоимости и прибылью существует обратная зависимость, т.е. чем ниже себестоимость проданной продукции, тем выше полученная предприятием прибыль, и наоборот. Влияние изменения себестоимости проданной продукции на величину прибыли может быть определено путем сравнения себестоимости продукции, проданной в отчетном году исходя из уровня затрат прошлого года, с фактической себестоимостью проданной продукции отчетного года.
Влияние изменения отпускных цен на продукцию на величину прибыли может быть определено как разность между выручкой от реализации в действующих ценах и выручкой от реализации продукции отчетного года в ценах предыдущего года.
Существенное влияние на изменение объема прибыли оказывает также изменение объема реализованной продукции. Увеличение продаж рентабельной продукции увеличивает массу прибыли и наоборот. Таким образом, влияние изменения объема реализации на изменение массы прибыли можно определить путем умножения базисной величины прибыли (т.е. прибыли предыдущего года) на темп прироста объема реализованной продукции исходя из цен и затрат предыдущего года.
Анализ финансового состояния предприятия