Экзистенциализм - Ф-я существования. Иррационалистическая фил. Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно. В Герм э. стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и уныния) Нов волна - Франция времен окугтации и после 2 мир войны. Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной ответственности. Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые возникают из самого факта сущ человека. дня Э имеет значение только его собственное сущ и его движение к небытию. Э объявл предметом ф. - бытие фил, как и в прошлые времена занята бытием. Они утверждают, что понятие бытия явл неоггределимым., и что никакой лог анализ его невозможен. Поэтому ф. не мб. наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррацчональных путей для проникновения в него. Хотя бытие вещей соверш непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это сущ. нечто внутреннее и невыразимое в понятиях: “сущ есть то, что никогда ен становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны. Э - это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее переживание сущ-я. Среди всех способов бытия существования Э ищут такой, в кот сущ раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В кончном счете это страх перед смертью.для Сартра все вещи, кроме человека есть» бытие в себе”, а чел. сущ. есть “бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие вози из бытия и не может превр в ничто, то длф чел сущ-я, понимаемого как пер еживание, не может найтись такого быытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит бытие чел есть ничто. Осознавая свое ничожество чел испытывает страх “человек есть его страх”. Ясперс полагает, что чел сущ раскрывается лишь в “пограничных ситуации” - страдание, борьба, смерть. Свобода. Челов сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само чел. существование, чел и есть свобода. Свобода - это свобода выбора отношения к окруж действительности. Характ чертой чел сущ является то, что он не сам выбирает условия своего сущ, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел сущ-я сущ потусторонняя реальность, кот понимается как способ сущ чел, состоящий в озабоченности чел, направленной куда-то вне его. Вн мир представляет среду, мир заботы чел, окружающий чел сущ-е и находящийся в неразрьтвной связи с ним. Пространство и время есть способы чел сущ-я. Личность и общество Общество всеобщая безличная сила, подавляющая и разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды.. Человек, гiреследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди смертны. Каждый умирает в одиночку. Экзистенция — способ бытия человеческой личности. Э. Представляет собой центральное ядро человоеческого благодаря к-му это последнее выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как разум”, т е нечто всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность. Одно из важнейших определений Э — ее необъективируемость. Человек может объективировать свои способности, знания, умения практически - в виде внешних предметов; он может, далее, сделать объектом собственного рассмотрения свои психические акты, свое мышление и т.д., объективируя их теоретически. Единственное, что ускользает от его практического, так и теоретического объективирования, а тем самым и от познания и что, т.о., не подвласно ему. В обыденной жизни человек не всегда осознает себя как экзистенцию, для этого необходимо чтобы он оказался в пограничной ситуации, т. е перед лицом смерти. Человек внезапно “становится самим собой”, но то, что он узнает о себе, не пригодится другому. В результате перехода через “пограничную ситуацию” человек приобретает новый взгляд на мир: он видит в предметах символы трансцендентного, которое недостугiно познанию, но чувствуется как страх. Человек шифрует (символизирует) свои представления о трансцендентном в мифах, философских и религиозных концепциях. Трансцендентное, в свою очередь, сходит к людям в виде шифров: свободы, смерти, крушений в жизни и др. Человек, в жизни которого нет пограничных ситуаций - это человек, погрязший в “обычном”, “привычном”, не желающий ничего менять в себе. Обретая себя как Э человек впервые обретает свободу. Согласно Э, свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной и социальной необходимости, а выбирал самого себя, формировал каждым своим действием и поступком. Свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя обстоятельствами. Чувство вины — это чувство свободного человека.
18. Позитивистская философия. Влияние позитивистского мышления на медицину. Во второй пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным течением зап фил. П. объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против ф. как метафизики, но за ф. как особую науку. Под метаф. они понималм умозрительную ф. бытия (онтологию, гносеологию)П. - фил позитивного знания, отвергающая теорет спекуляции и умозрения как средства получ знания.Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Т.о. если ф. научна то она должна распрощать ся с попыткой судить о мире в целом.З этапа в эволюции позитивизма:
1 Собственно позитивизм (30-7Огг 19в) - Огюст Конт, дж.Ст.Миль, Спенсер
2. Эмшариокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус.
3. Неопозитивизм (с сер 20х гг2О) - Шлик, Карнап,Нейроз, Витгенштейн, Б.Рассел.
Основатель поз О.Конт (1798-1857). его работа: позитивной филос” Основные идеи этой работы: 1. Попытка классиф наук. Иеархия наук должна быть выстроена от простого к сложному, при кот логическое производит историческое. Низшая ступень - наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей всеобщностью (математика, далее: астрономия, механика, физика, химия, физиология, социальная физика - социология) 2. Пытался определить науку по ее предмету. З Пытается выявить закон З стадий развития познания и соответств типы мировозэрения. а) Телеологическая когда поведение чел определяется буйством фантазии, верой в богов... б) Метафизическая - бог становится субъстанцией... в) Позитивная стадия - это стадия становления научного взгляад на вещи. Начинается с соединения опыта с абстр мышлением. 4. Позитивные науки - попытка создания научной религии. Высшее понятие этой рел - человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее человечества объединены мистической связью. По существу единое чел-во результат, но не предпосылка истор процесса. Джон Стюарт Милль (1806-1883) Основатель позитивной логики и методологии науки. Идеи Милля имеют социальную устремленность. Он пытается разработать такую теор знания, чтобы знания были бы научными (как в естеств науках). Существует контраст между состоянием естествоэн и обществознания. Первое в цветущем состоянии, во втором - топтание на месте, одни сист сменяются др. Поэтому необходимо организовать помощь социологии со стор естествознания. Надо методы естеств применить в социологии. Какие же это методы? Основной метод - физика. Физ.-это теорет знание, кот позволяет контролировать процессы, Особенность физ. - соединение опыта и теории, индукции и дедукции. Развитая физ гтредполаг 2 уровня знания: 1.Эмпирнческие обобщения 2.Объясняющая теория. Между этими уровнями сущ строгая лог связь - Эмпир обобщение есть лог вывод из объясн теории. Необходимо их взаимоподкрелление. Метод соц науки должен стать точной копией методов физ. Герберт Спенсер (1 820-1903) Стержнем единства знаний людей явл идея эволюции. Процесс эвол означает возрастание определенности вида, Сп выводил эволюцию из закона сохранения и превращения энергии, а последний из зак сознания., т.е. псих привычки человека. Чел имеет дело со сплошным потоком впечатлений - этот поток - основа закона сохранения. от оценки каждого субъекта, производ вериф. Поэтому было предложено считать ттредлож верифицированным, если несколько авторитетных исследов согласны считать его таковым. Т.е критерий истины - согласие исследователей. Затем было предложено для вьтясн истинности предл. сравнивать его с друг гтредложенияим. Понимание истины как соотв фактам начало уступать место взгляду на истину как на соглоасованность предложения с системой др предложений., что не мб основой знания.
22. Понятие бытия как всеохватывающей реальности. Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще.Первый аспект проблемы Б. - ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вогiр. о единстве мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Третий аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внугр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана соэн ю, действию отд. Индивiщов.Формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в небьттие, уграчивая данную форму Б.Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) 6. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сос-г. природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) 6. человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) 6. духовного (идеального), кот. дел. на индия. дух. и объективиров. (вНешптдивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индия. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от соэн. ч-ка - в этом ее отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Д прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.
23. Понятие материи. Основные структурные уровни материи. Материя — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. На гтуги своего формирования понятие «материя» прошло несколько этапов; на первом этапе материя отождествлялась с той или иной природной стихией (огонь — у Гераклита, вода — у Фалеев, воздух — у Анаксимандра и тд.); на втором этапе материя отождествлялась с атомами, веществом, с комплексом их свойств (Демокрит, Гольбах, Гельвеций); на третьем — с объективной реальностью (В. И. Ленин). В философском понимании категории «материя» можно вы делить и четвертый этап, где эта категория предстает как совокупность многих и многих атрибугов и (в определенной мере) в «снятом» виде содержит указанные ее трактовки. Это так называемое субстанциально-аксиологическое представление о материи, которое берет свое начало в середине нашего столетия. На разных этапах развития научного познания существовали различные модели материи. Наиболее известными из них являются: • атомистическая модель (демокрит); ‘эфирная модель (Декарт); вещественная модель (Гольбах).Понятие «материя», отражая предельно общие свойства объективного мира, является абстракцией. Не существует материя вообще, как не существует человек вообще, стол вообще, белизна вообще и т.д. Однако категория «материя» имеет под собой объективное основание: существование многообразной действительности НЕЗАВИСИМО от сознания и воли человека. Материя - это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима. Она есть сап цi, причина самой себя (Б.Спиноза). Все эти свойства неотделимы от материи и потому называются атрибугами. Известны и такие ее свойства, как отражение и движение, пространство и время, гтричинность и взаимодействие, качество и коли честно и др. Кроме атрибугов, неразрывно связанных с материей, различают еще и ее модусы — такие свойства отдельных видов материи, которые характеризуют их различные состояния или структурные уровни развития (теллопроводность и электропроводность, получение или передача информации и т.п.).
24. Движение как форма существования материи. Материя немыслима без движения точно так же, как движение немыслимо без материи. Если есть движение, то это движение «чего-то», а не движение «само по себе», движение «ничего». <Щвижение, рассматриваемое в самом общем смысле слова т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все про исходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением» — писал Ф.Энгельс.Итак, движение — это всякое изменение вообще. Покой есть частный случай движения, его момент. Движение абсолютно, покой относителен. Не существует вечного состояния равновесия, состояния покоя. Это состояние когда-нибудь обязательно нарушается. движение существует в различных формах, которые кроме общих свойств имеют и весьма существенные качественные отличия. Можно выделить четыре основные формы движения материи, неразрывно связанные между собой: 1) ФИЗИЧЕСКАЯ Простое механичестое перемещение, изменение местоположения обьектов, движение элементарных частиц вкутриатомные и ядерные процессы, молекулярное или тепловое движение, элекiромагнитные и оптические и др. процессы 2) ХИМИЧЕСКАЯ Неорганические химические реакции, реакции,лриводящие к образованию органических веществ, геологические процессы и др. 3) БИОЛОГI4ЧЕСКАЯ Различные биологические процессы, явления и состояния: обмен веществ, размножение, наследственносгь, гтриспособляемость, рост, подвижность, естественный отбор, биоценоз и т.п. 4) СОЦИАЛЬНАЯ Материальная и духовная жизнь индивида и социума во всех ее многообразных проявлениях Особым видом движения, изменения является развитие. Развитие — это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью. В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состояншо, и не по ггринужденшо, а по собственной природе. Движ несотворимо и неуничтожимо. движение - это способ сущ материи. движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ гтревращ в другие и ни один вид не берется ниокуда. движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Основные типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество предмета, 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета.Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета. Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением новых кач-ых состояний, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд. Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. В результате Р. возникает новое качественное состояние объекта, к-рое выступает как изменение его состава или структуры (те. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к Р составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания. ГIространство — обычно протяженность, время — длительность. П и в обладают своими свойствами. П обладает трехмерностью, оноi)симетрично, т е нет не обратимых процессов,2) пространство однородно (каждая точка пространства м б взята за начало координат),З)пространство изотропно, т е нет привелигированных направлений (в верх, в низ, в лево, в право). Время — длительность, оно асимметрично, т е не обратимо. Время может пониматься по разному: 1) циклическое время (календари); 2)время может толковаться как некоторая симметрия, т к ряд процессов не является не обратимыми (соединение Н и О2дает I{20 и обратно, возможно распадение);З) время может пониматься как стрела, т е время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое. Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени, вечность это всегда настоящее. Есть две теории относительности: 1. Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и время. понятие — гiространственно-временной интервал это величина которая не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой. 2. Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы, пространства и времени. Ритм времени замедляется. Пространство искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных затмений показали что пространство искривляется. Из этого были сделаны следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении пространства вселенная замкнуга, а при отрицательном вселенная бесконечна. Фрiiдман сделал вывод, что наша вселенная м б стационарной, она или сужается или расширяется. Наша же вселенная расширяется. Т о 15-20 млрд лет назад наша вселенная была сконцентрирована в замкнугой форме пространства. У вселенной есть горизонт, и за пределы какой-то сферы у человека нет возможности выйти.. Становление вселенной связывают с черными дырами сверхллотного состояния, которые отличаются тем что в поле их тяготения все исчезает, даже луч света. Черные дыры это элементарные частицы сжатые пространством и временем.
36. Сущность и явление. Другой подход к осмысленшо всеобщих связей бытия связан с осмыслением поверхностных и глубинных уровней действительности. С т.зр. мат. диалект. Явление и сущность - разные уровни объективной реальности. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совок. Черт и др хар. Явление - это внешние наблюдаемые обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета, относительно самостоятельной области объективной реальности. Явление и сущность, как правило, не совпадают. Гегель - непосредственное бытие вещей - это корона или завеса, за которой скрывается сущность.
З7. диалектика части и целого, элементов и систем. Типы целостных материальных систем. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим ттростр. временным и др. свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов. Общее - объективно существующее сходство характеристик единичньих предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Связь единичного и общего носит всеохватывающий характер: в нее включены все явления, предметы, процессы. Реальные предметы единичны, не бывает абсолютно одинаковых предметов (индивидуальность, неповторимость), диалектика единого и общего проявляется в их неразрывной связи. Общее не существует само по себе. Оно неразрывно связано с единичным, диалектика единичного и общего отражается в языке, обладающем мощной способностью обобщения. Вместе с тем язык обладает механизмами индивидуализации предметов, событий, указания на конкретные, единичные явления. Своеобразие и сходство предметов может колебаться в диапазоне «индивидуальное неповторимое - типовое». Наиболее ярким проявлением индивидуального является уникальное Противоположностью индивидуального неповторимого является типовое Предельный случай типизации технических устройств – стандартизация. Структурные связи. Элемент, структура, функция. система. Принцип системности Кант - наука не агрегат, а ситстема, в которой целое (четкая взаимосвязь соотв. знаний) - важнее частей. Преобладал механицизм, элементаризм. В процессе изучения О. и биологического мира - появилась необходимости в системном подходе. диалектiжа - следствие системного подхода. Элемент - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений. Система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией. Структура - относительно устойчивый способ связи элементов того или иного сложного целого. Принщ-iм системности применяется к системным объектам (нет смысла применять его к груде камней). Основной прижщл системного подхода - принцип целостности. Необходимо выделить связи в системе (системообразующие, горизонтальные, вертикальные). При исследовании ситем, обладающих собственными органами управления необходимо выделить цели их поведения. Целое и часть. Принцип целостности, Форма и содержание В древности - понять тот или иной предмет - узнать из чего он состоит. Части - предметы, кторые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое обладает др. характеристиками, не сойственными частям его составляющим. - решение диалектическая связь частей. Необходиво уходить от редукционизма, элементаризма (деление сложного на простые), механицизма (целое лишь сумма частей).Принцип целостности ключ к решению вопроса (в чем заключается секрет целостности?) дает диалектика: тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей заключается в связи объединяющие предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Он пытается применить идею эволюции при рассмотр теор познания: Он полагает, что наша иллюзия врожденных идей есть р-т накопленной наследственности. То, что для вида апостериорно для индивида априорно. Т.е в истор развитии опыт приводит к возникнов нов зн., а затем это новое усиливается и передается как априорное.
35. детерминизм — фундаментальный принцип философского учения о бытии. 36. Понятие причины и следствия. Причинность в медицине. Детерчинизм от лат сiе — определяю, филос учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира. д предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из к-ых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно ггричинного характера, т е прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда входят пространств и врем корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимодействия частей в системах, взаимодетерминация частей и целого, связь состояний в движении и развитии и др. (пример теория дярвина).
Причина и следствие. Категория причинности раскрывает причинно-следственную связь. для определения что такое причина надо сопоставлять: причину, повод, условие. Очень важно соотношение причина и условие. Говоря о причине нужно иметь в виду, что причины имеют свои проявления, т е различают формы причин. Причины существенные и несущественные. Все гiричияно обусловлено и ни что не проходит без следствий. Различие м/у сущностью и не сущностью условно. Но это надо доделать, сохраняя единый контекст причины. Причины различают как объективные так и субъективные. Есть причина и функциональная зависимость. Мат модел привело к понятию функциональной зависимости. для ученого важно не только качественная зависимость м/у причиной и следствием, важно и количественное, которое выражается в функциональной зависимости. Когда говорят о гiричииности имеют в виду явление которое порождает следствие, а когда говорят о функциональной зависимости гинетическая связь стирается. В функциональной зависимости можно менять местами аргумент и функцию. Последние годы стали говорить что понятие причинности устарело и достаточно владеть функциональной зависимостью. Появилась теория факторов, когда какая-то величина ставиться в зависимость от ряда факторов. Проблема причишюсти стала еще более запутанной в связи с проникновением в микромир. В статист-й закономерности работает вероятность, в ней нет ссылки на лричинность. Многие ученые пытаются сохранить понятие причины, говорят что есть многообразие лричiшно следственных связей. Это приемлемо, т к иначе можно допустить наличие чудес,
39. Категории необходимость и с.лучайность, их значение для медицины. Необходимость и случайность. Каков характер бытия? В бытие все необходимо или случайно?Эта проблема пост-на еще в античности. Сложилось твердое убеждение, что в мире действуют силы, которые вызывают определенные следствия. Появился Лоттласовский детерминизм. Лагiлас заявил, что если появится обширный ум, который может учесть все действующие сильь, то он может написать дифференциальное авнение с помощью которого можно знать и прошлое и будущее. Это делает бьитие чудовищным. Лаллас верил что мир это “паровая машина” все движение которой можно описать. Т о человек попадает в ужасный мир, в кот-м ничего изменить нельзя. Этот взгляд наз-ся фатализмом когда все фатально предопределено.Применение статистики в физике стало менять представление о бьгтие, стат-а олред-т случ события, кот-е носят вероятностный характер и ничего в сущности не меняют. Многие стали говорить, что мир — это океан случайности (так говорил Гипс). Бытие — это случайности и делать ставку на необходимости — это ошибка.В трактовке необходимости и случайности удачно высказался Гегель. Они взаимодополняющие характеристики бытия по Гегелю. Ф Э продолжая эту линию дал ряд удачных характеристик:случ это форма проявления и дополнения необходимости. Значит необходимость существует но обнаруживает себя в случайности. Наполеон случайность но в нем необходимость революции обнаружила себя. Необходимость в чистом виде не выступает, случ-ть воздействует на необходимые закономерности.
40. Категории возможности и действительности. Понятие вероятности. Вероятностное мышление в медицине. Возможность и действительность. Эти категории ввел Аристотель. Он различал актуальное и потенциальное бытие, т к любой объект — это не только актуальность, но это и определенные тенденции изменения, т е способность вещи изменить свое состояние, качественно измениться. Столкновение тенденций определяет изменение вещи. Превращение возможности в действительность есть эволюция. Цель один из элементов поведения и сознательной деят-ти человека, к-рый хар-ет предвосхищение в мышлении результата деятельности и луги его реализации с помощью определ средств. Ц выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему, как одна из форм детерминации человеч деятельности. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия м/у налияой жизненой ситуацией и Ц; осуществление Ц является процессом преодоления этого несоответствия. Ар-дь толковал Ц как “то, ради чего” нечто существует.
30. Понятие развития диалектика и её формы. диалектика и синергетика. Первоначально термин диалектика раскрывался как «искусство вести спор». диалог Сократа строился по принципу диалектики. Уже в античности складывается диалектический подход к мируНынешнее рассмотрение термина диалектики раскрывается как учение о развитии и всеобщих связяхСтихийная форма диалектики. Гераклит не мог доказать, что мир находится в постоянном развитии, однако он высказал ряд гениальных догадок.Аристотель понимал метафизику иначе, чем мы. Его основной философский трактат назывался «метафизика>. Однако со времен Гегеля под метафизикой понимается метод познаш метод подхода к действительности, противоположный диалектике. Пьер Абеляр «да и Нет».Систему диалектики создал Гегель «Логика». для Гегеля развитие лрисуще не миру, а идее мира и т.д. Существует диалектика процесса не в мире, а в нашем сознании.Гегель: разработка основных законов и категорий диалектики с идеалистической точки зрения. Середина 19 века ознаменовалась такими открытиями в области естествознании, которые сделали возможным диалектически рассмотреть мир. Природа есть камень диалектики. Основываясь на идеалистической диалектике Гегеля, марксисты создали материалистическую диалектику.ДИАЛЕКТИКА стихийная, идеалистическая, материалистическая. С точки зрения материалистической диалектики, развиваются не понятия, а окружающий человека мир. Понятия являются отражением мира, не являясь при этом самостоятельными.ОСНОВНЫЕ ПРИ}ЩI4ЛЬи МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОИ ДИАЛЕКТИКИ:1. развития,, 2, всеобщей связиПринцип развития заключается в таком подходе к миру, при котором он рассматривается как система, находящаяся в состоянии постоянного развития.Согласно принципу всеобщей связи, в мире нет явлений и процессов, которые не были бы связаны друг с другом, причем эта связь может носить различный характер.Классики марксизма, материалистi.гчески изучив учение Гегеля, сформулировали учение о законах и категориях. Закон - отражение определенной связи между явлениями, объектами, процессами, Связь внугренняя, существенная, повторяющаяся, необходимая связь между явлениями и объектами материального мира. Законы могут быть самыми различными. Частные (специфические) законы используются в ограниченной сфере деятельности. Сфера применения законов диалектики практически безгранична. Они находят проявление в природе, обществе, человеческом сознании Закон ы диалектикн 1. Закон единства и борьбы противопоэтожностей вскрывает проблему источника, причины развития. Существовали теория первоидеи, первотолчка, однако, в конце концов, эти идеи приводили к Богу. В диалектике признается саморазвитие и самодвижение, т.е. каждый объект мира развивается не в силу каких-либо внешних причин, а в силу наличия в себе противоположных процессов.
2. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений вскрывает механизм диалектического развития, т.е. отвечает на вопрос: как, каким образом происходит развитие в природе и в человеческом сознании. Согласно этому закону, развитие происходит путем постепенных количественных изменений, а затем скачкообразного перехода к новому качеству.
З. Закон отрицания отрицания показывает направленность развития. Согласно этому закону, развитие представляет собой процесс бесконечных отрицаний, в результате которых происходит поступательное развитие от простого к сложному, от низшего к высшему.
Эти три закона диалектики достаточно раскрывают принцип диалектического развития, охватывая его со всех сторон. Категории диалектики. Каждый из законов формулируется посредством ряда категорий. Понять закон - это, значит, раскрыть понятие тех категорий, через которые этот закон раскрывается. Первый закон: тождество, различие, противоречие, противоположность. Тождество - совпадение, сходство одного объекта с другим или состояний одного и того же объекта по отношению друг к другу. Существует тождество, которое всегда включает в себя развитие тождества, приводит его в состояние противоположности. Отношения между ними составляют диалектическое противоречие. диалектическое противоречие - это такое отношение противоположных моментов внутри системы, которое делает ее (систему) самодвижущейся и которое проявляется через взаимообусловленность этих моментов и одновременно их взаимоотрицание. Единство противоположностей, как правило, временно, гтреходяще, а борьба противоположностей абсолютна в том плане, что возникают все новые гтротивоположности по отношению друг к другу. Мир соткан из гiротивоположностей Этапы развития диалектического противоречия 1. зарождение различия между гтротивоположностями 2. развертывание противоположностей. Поляризация сторон в рамках единого целого З. его разрешение Второй закон: качество, количество, мера, скачок - форма перехода из одного качества в другое. Третий закон: Необходимо выяснить саму суть диалектического отрицания Метафизика: отрицаше является полным и абсолютным диалектика: характеризуется преемственностью. Любое отрицание предполагает удержание в самом себе самое главное и ценное, что может быть в развивающемся объекте. Синергетика (о т греч. «сии» — «со-», «совместно>) направление, которое занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем различной природы (электронов, атомов, молекул, клеток, нейронов, механических элементов, органов животных, людей, транспортных средств и тд.), и выявлением того, каким образом взаимодействие таких подсистем приводит к возникновеншо пространственных, временных или гiространственно временных структур в макроскопическом масштабе. Ясно, что ученый, который знакомится с синергетикой с позиции той науки, которой он занимается, прежде всего обращает внимание на те ее аспекты, которые наиболее близки основным идеям знакомой ему области знания. Что же касается отличий синергетики от наук «со стажем», то они остаются в тени. Между тем такие отличия существуют. Синергетика обращает внимание на то, что при традиционном подходе остается за рамками рассмотрения. Например, тер модинамгика и теория информации изучают статику, тогда как для синергетики основной интерес представляет динамика. Важная особенность синергетических систем состоит в том, что ими можно управлять извне, изменяя действующие на системы факторы. Например, скорость роста клеток можно регулировать извне, обрабатывая клетки различными химическими веществами. Параметры, описывающие действующие на систему факторы, называются управляющими. В процессе врёменной эволюции синергетическая система, находящаяся в одном состоянии, переходит в новое состояние (старое состояние уiрачивает устойчивость). При описании перехода из одного состояния в другое не все параметры состояния имеют одинаковое значение, и одни параметры состояния (быстрые переменные) можно выразить через другие (медленньте переменные), которые называются параметрами порядка, в результате чего количество независимых переменных уменьшается. Возможность представления быстрых переменных в виде функций параметров порядка составляет содержание синергетического принципа подчинения. Параметр порядка и принцип подчинения принадлежат к числу наиболее фундаментальных понятий синергетики.
32. Закон единства и взанмоисключення противоположностей, его методологическое значение для медицины. Одним из коренных вопр мировозэрения и общ методологии явл вопрос о том, следует ли искать источник движ и развит мира вне его или в нем самом. Этот источник нахлд в нем самомо, в порождаемых им противоречиях, что выр в законе единства и борьбы гiротивоположностей. кот гласит, что развитие объект реальности и все формы чел деятельности осущ через раздноение единого на гтротивопол составляющие, и взаимод этих противопол характеризует огтред систему как нечто единое, а с др стороны - составляет внугренний импульс ее изменения, развития. Противоречие - это определенный тип взаимодействия различных и противоречивых сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами, процесс столконовения гiротивопол стремлений ‘и сил. Предельный случай противоречия - конфликт. Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различим как внугри себя так и между собой. Различие есть отношение нетождественности, еодинаковости объекта и в самомо себе и с др. Различие имееет свои степени: оно мб несущ и существенным. Предельный случай сущ различия - противоположность. Удачной моделью гiротивоп может служить магнит с его 2 полюсами. (его можно делить сколько угодно). Противоп характеризуются как взаимообусловленные и взаимодейств стороны диалект противоречия. Они противостоят друг другу в рамках единого взаимоотношения: наличие одной предполагает бытие другой. Противоположность есть не просто иное, а “свое иное” - Гегель. Диал принцип против отражает двойственные отношения внугри целого: единство прот и их борьбу. Все полно потиворечий и живет в них. Противоп, не образующие единства, не явл диалектическими, их нельзя считать движ силой развития системы. Например черное и белое, бесконечное и исчезающе малое... они не явл частями целого и не содимпульса к развитию. Противоп могут приходить в столконогвение лишь постольку поскольку они образуют единоецелое в кот один момент также необх как и другой. При этом сами лротивоп и их единство, выраж устойчивость объекта, - относительны, борюба же, выраж бесконечность проц развития,- абсолютна.
Противор буквально означает резкое рассогласование в речи, высказываниях о каком-то предмете. В ходе рассужд могут появляться пары суждений, гiротивор друг другу. Оба эти утверждения не могут быть истиньт. Одновр угвержцение и того и другого рассматрив в логике как необходимо-ложное. Запрет противор, начиная с античности, счит одним из принципов лог суждения. Такие противор считаются нарушением правил рассуждения. Их появл - сигнал лог ошибки в рассужд, ложно принятой посылки или... Вывод противоречия допускается лишь для вспомог целей, в частности в док от гiротивного в математике. Специф формой сущ диал против в познании явл антиномии, кот служат формой теор восгтризведения противор в научных теонях. Обнаруж аiггиномий и их решение - характ черта диал мышления. Поскольку антин часто высказываются в форме тiротивор высказываний, загтрещаемых форм логикой, то в этом часто усматривают антагонизм диал и форм логики. Логика и диал действуют совместно. А как же логш противор? В лроц познания они высту не как знание результат. (Бор и его гiриш.щгi дополнительности- мы не вправе приписывать физ реальности ни волновые ни корлуск свойства). Антиномия -острая форма постановки проблемы, требующей своего решения. Такие лог противор есть двтiiгатеьная сила научного познания.
“все существенные идеи в науке родились в драмат конфликте междц реальностью и нашими попытками ее понять” - Эйнштейн. диал противор в мысли - это не противор самому себе, не отсутствие логики, а взаимод гiротивопол позиций, точек зрения, взглядов, понятий. Рекомеид формальной логики помогают понять реакльные противоречия. В диал речь идет о потиворечиях в самом объекте и об отражении этих противоречий в мышлении, где они сознат фиксируются и решаются.
диал - не метод награмождения противор. Без соблюд правил форм логики диал превратилась бы в софстику.Дело диал - выявление и разреш противоречий Основные типы противоречий. Характер противор зависит от специфики противопол сторон и от условий в кот осуществляется их взаимод. И это взаимод есть отношение или несовместимых и враждебных или дополняющих и обогащ друг друга моментов и тендеций. Отсюда многообр Противор. Различают внутренние и внешние, основные и неосноан, антагонистические и неантагонист противоречия. Взаимод
лротивопол сторон внутри даной системы (наприм внутри даного вида животных или организма) характеризует внутреннее противоречие, выраж состояние сист как олред целостности. Каждая сист сущ в рамках более сложных систем. Тогда очевидно, что внешнее лротивор являет собой взаимод противопол, относящихся к разным системам.(между организмом и средой, природой и обществом). Ясно, что понятия внешнего и внугр противоречия относительны. Именно внугр противор принадлежит решающ роль в развитии системы. Внешн противор могут послужить толчком, но прежде чем стать истинной силой развития оно должно перейти во внугр стр-ру объекта. (адаптация организма к вн среде (вн прот), должен выраб новое кач, кот вступает в внутр гтрот с исходными кач) То. внешнее всегда действует через внугренее В ряду внугр лрот вуделяются основные (главные) и неосновные противоречия. Основное - это сущностное противор: ононсвяз с глубинными, лежащиими в основании этой сист формами взаимод противоположяостей, составл ее структуру. (общество- лрот между производством и потреблением. Нужно производить чтобы жить, но произв порождает нов потребности). Антагонистическте противоречия - взаимод между негiримирямо враждебными силами. Внутри эксгiлуататорских формаций, втч соврем империализма. Трансиац корпорации - национ -госуд формой общества. Имгтер - развив страны. Война и Мир. Неантагонист противоречия. Взаимод между соц группами, интересы кот совпадают.
33. Закон перехода количества в качество. Категория нормы в медицине. Этот закон показывает, как, каким путем возникает новое. Качество — это огiределенность объекта, представляющая собой целостную и относительно устойчивую совокупность его специфических признаков, характеристик черт сходства с другими объектами. Возьмем, к примеру’ песок, синий цвет, легкомыслие. Изменения, которые оставляют песок песком, синее синим, легкомыслие легкомыслием, суть изменения количественные. Но если песок превращается в камень, синее в зеленое, а легкомыслие в. преступление, то такие изменения будут носить качественный характер. Благодаря своей качественной оттределенности, каждая из форм движения материи обладает особенностями, позволяющими отличать их от других форм движения; любая конкретная наука имеет признаки, отличающие ее от других наук; любой химический элемент имеет признаки, отличающие его от других элементов, В то же время между элементами существует сходство (общность структуры атомов, наличие в ядрах элементарных частиц и др.). Различают природные качества, присущие физическим, химическим, биологическим предметам и явлениям, а также социальные, которые могут быть материальными и духовными (экономические, моральные, эстетические и др.). Всегда важно выделить высшее качество, присущее объекту, так как без этого не может быть раскрыта его подлинная сущность. Например, человека можно рассматривать и как биологическое и как социальное существо. Однако сущность человека определяется не его биологической природой, а его социальной ролью. Можно говорить о качественных изменениях как самой вещи (переход в новое качество), так и ее состояния. Вещь, явление, процесс в ходе диалектического развития и вступления в новые связи могут не только терять свои качества, но и приобретать новые. Количество. Всякое качество имеет бесконечно много количественных градаций. Например, отгенки цветов, степень жесткости, мягкости, долговечности. Различие внутри одного качества есть различие количественное. Количество есть всегда количество определенного качества. Различные веши становятся количественно сравни мыми лишь после того, как они сведены к одному и тому же единству. Чисто количественное различие предполагается при одинаковости качества. Количество — это характеристика различия внутри данного качества или одинаковых качеств. Так, например, все планеты Солнечной системы имеют однородные свойства: массу, объем, плотность, время вращения вокруг своих осей и Солнца и т. д. Однако они имеют количественные различия. Известно, что Земля имеет один сггутник — Луку, Югштер — 12 спутников. Или: если Меркурий делает оборот вокруг Солнца за 88 земных суток, то самая дальняя планета Плутон — за 90 700 суток. В мире нет ни одного предмета, который обладал бы только качественной или количественной стороной. для полной характеристики любого предмета недостаточно знания одних только количественных или качественных характеристик. диалектическое понимание категорий качества и количества не только имеет теоретико-познавательное значение, но и может выступать как руководство для практического решения задач. Мера. Мера — это интервал, в котором данное качество остается самим собой. Мера выражает внутреннюю связь качества и количества, состоящую в том, что количественные различия внутри данного качества не могут превысить определенных границ. В отдельных случаях этот интервал не имеет строгих, точных границ. Это заметили еще древние. Особо важное методологическое значение имеет диалектическое представление о мере при познании исторического развития человечества. Экономисты знают, что не всякая произвольная сумма денег или величина стоимости может быть гiревращена в капитал, что, напротив, предпосылкой такого превращения является определенный минимум денег или меновых стоимостей в руках отдельного владельца денег или товаров. Этот факт подтверждает закон перехода количественных, изменений в качественные. Категории качества, количества, меры выступают не только как определенные характеристики предметов, явлений, процессов, но и как логические формы познания мира. iакон перехода количества в качество и обратно. Каче ственные изменения могут происходить лишь путем количественного убавления или увеличения материи или движения. Это закон. 1-Iакопление кол-венных изменений в предмете, объекте приводит к скачкообразному качественному изменению, а возникшие новые качества оказывают в свою очередь обратное воздействие на гтротекание соответствующих количественных изменений. Закон перехода количественных изменений в качественные характеризует процесс развития с его внутренней стороны, показывает, каким образом происходит изменение и его механизм. Процесс перехода количественных изменений в качественные служит одним из проявлений диалектического единства непрерывности и ггрерывности в развитии, которое происходит скачкообразно. Скачок — это момент, форма, способ перехода одного качества в другое, это нарушение, прерывание постепенности, непрерывности количественных изменений. Любой скачок характеризует переходный момент в развитии. В своей природе он всегда противоречия, ибо свидетельствует и о зарождении нового, и о сопротивлении старого. Существует множество конкретных скачков, характер которых зависит от условий развития предметов и явлений. При всем многообразии скачков их можно классифицировать, например, по времени и интенсивности гiротекания. Есть скачки, которые совершаются быстро и резко. Время их гiротекания значительно меньше времени подготовки. Качество изменяется быстро. Такие скачки называют взрывом, революцией, катастрофой, кругой ломкой и т. д. В процессе изучения скачкообразного характера развития, перехода количественных изменений в качественные и наоборот, важно понимание таких терминов, как эволюция, революция, реформа.НОРМА (от лат. гюггпа — руководящее начало, правило, образец), узаконенное установление, признанный обязательным порядок.
34. Закон диалектического отрицания. Нигилизм и догматизм в культуре и медицине. Этот закон диалектики органически связан с двумя ранее рассмотренными. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Различают три вида отрицания: формально-логическое, метафизическое и диалектическое. В обыденной жизни и в своей деятельности мы употребляем предложения угверждающего или отрицающего характера. Например, <Мирное сосуществование — условие развития современного общества»; <(Чины людьми даются, а люди могут ошибнугься» (А. Грибоедов); Г1ланеты не являются самосветящимися небесными телами»; < не тебя так пылко я люблю» (М. Ю. Лермонтов); <(Ни разу не вспомнил я ту, что любил, потому что ни разу ее не забыл» (Р. Гамзатов). Эти предложения, суждения не отражают процесс развития. Они пример формально-логического отрицаiвiя, Материалистическую диалектику интересуют прежде всего и главным образом такие отрицаняя, которые служат условием и моментом развития. В этой связи несостоятельным является метафизическое понимание отрицаiшя. В рамках метафизики отрицаняе представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало (смена эпох теорий и т. д.). Гносеологiгческие корни такого понимания отрицания кроются в непризнаняи наличия внугренних противоречий у предметов. Причины их развития или не рассматриваются, или сводятся к действшо внешних сил. Основным содержанием диалектического отрицания являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию, зарождающегося нового. Главной причиной отрицакия служит возникновение, развитие и разрешение противоречия. Ня в одной области не может происходить развития, не отрицающего своих прежних форм существования. Возникновение философских школ, смена формацкй, создание новых научных теорий — все это свидетельства диалектического отрицаняя. Характерные его признаки - объективность, имманентность (самоотрицание), абсолютность, конкретность (в смысле определенности способа отрицакяя и в смысле единства противоположкостей — уничтожения и сохранения), результативность — должно возникнуть что-то новое. Таким образом, диалектическое отрицание выступает как выражение связи нового со старым, преемственности в развитии. Во всяком диалектическом отрицакии объединены такие действия, как уничтожение старой формы, переделка содержания с сохранением и развитием всего жизнеспособного в нем, переход на высшую ступень развития. Отрицаняе отрицаняя прежде всего предполагает: а) повторяемость в процессе развития; б) возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени; в) относятельную завершенность конкретных циклов развития; г) несводимость развития к движению по кругу. В этом сущность рассматриваемого закона. Если первое качество отрицается вторым, а второе — третьим, то, следовательно, у первого и третьего должно быть нечто общее, что существенно отличало бы его от среднего. Этот процесс Гегель и назвал отрицанием отрицания. Внутренний механизм процесса диалектического отрицания включает следующие компоненты: две стороны антагонизма — положительную и отрицательную; нарастание отрицательной противоположности; преобладание отрицательной теиденции над положительной; отрицакяе старого новым, возникновение нового качества. Когда новое только что родилось, старое в течение некоторого времени еще остается, ибо последнее сильнее его. Это всегда бывает и в природе, и в общественной жизни. Спяралевидность развития предполагает цикличность. Развитие как бы повторяет пройденные уже ступени, но повторяет их иначе, на более высокой ступени, в иных ус ловиях и среде. Поступательное движение не тождественно движению по прямой. По выражению Н. Г. Чернышевского, исторический гiугь — не тротуар Невского проспекта». Закон отрицания отрицаiшя имеет всеобщий характер. Он действует в гтрироде. обществе и мышлении. Правда, его проявление везде своеобразно. Из iштегр характера этого закона вытекает важное методологическое требование: необходимо осуществлять комплексный подход к явлениям развивающейся действительности, рассматривать системы и структуры в их генетическом развитии.
догматизм - одностороннее, схематичное, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. В основе догматизма — слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений. догматизм характерен для всех теоретических систем, отстаивающих отжившее, старое, реакционное и борющихся против нового, развивающегося.
Нигилизм — термин, введённый в употребление И. С. Тургеневым для характеристики Базарова — героя романа «Отцы и дети». Отрицание всего устаревшего, критическое отношение к общепринятому, интерес к естествознанию, презрение к дворянской лраздности.
26,27,28,29. Сознание: сущность, структура и происхождение. Сознательное и бессознательное. Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и гтредставл о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор гтродолж споры о сущности соэн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть себя идущим по улице. Ццеализм - сознание первично. дуализм - сознание и материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и гтричинаего возникновения. сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга. Соэнние - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами гтротивопоставл относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей, Абсол противопоставление мат и соэн ведет к тому, что соэн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а лдно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии. Единство и связь - Псих явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат субстрат, кот это свойство принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны возникающие в созн псих образы сходим по содержанию с вызывающими их матер объектами. Сущностью соэн является его идеальность,кот выражается в том, что составл соэн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли. Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными лредшествующиим поколениями - прежде всего способеностью отражать в матер формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные предметы. Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к соэн в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Такое пониманиеимеет сммсз только при изучении соотнош материи и соэн, отнош сознания к мат миру. Идеальное и матер не разделены нероходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, прерсаженное в чел голову и преобразованное в ей. Такое преобр материального в идеальное производит мозг. Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи, усложиения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем. Материи присуще свойство, сходное с соэн - отражение. Отражением облад все мат образования. Оно явл моментом любого взаимодействия. Отраж - это изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе распроствраненьи изоморфные отражения - отпечатки • следы... Как свойство жив организмов выступает раздражимость. дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму психики. Психика - это способность ж существ создавать чувственньте и обобщеньте образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям. Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательньте и бессознательные процессы.
48, 49. Ступени и уровни познания. ПОЗНАНИЕ И ПРАКТИКА. Большинство фил систем нового времени выделяли 2 основных этапа: Чувственное и рациональное Ч познание явл начальным этапом познания. для познаш.iя объектов необход функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущ, восприятие мат объектов. такая форма деятельности назыв чувств деятельностью или чувств познашiемЕсть три формы чувственного отражения: ощущение, восприятие и представление. Ощущения - простейший и исходный элемент чувств познания.На первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Хотя мы при помощи разл органов чувств ощущ пространств форму, цвет, вкус, запах, в то же время действует чувств способность синтезирования ощущений, превращения их в восприятие.Благодаря восгтриятию предмет дается сознанию именно в своей целостно-ттредметной форме. Восприятие- целостный образ мат предмета, данного посредством наблюдения. Представление. Благодаря многокр работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам. Проц чувств восприятия очень сложны. Мы смотрим на предмет и наше видение связано с нашим отношением к этому предмету, мы восгiрiш его как красивый или безобразньтй, полезный или вредный... Когда мы видим человека, воспринимаем его действия и поступки. В челов чувст восприятии есть еще 1 важный элемент, кот присущ только человеку. Чел способен наглядно представить не только то, что видел собств глазами, едва ли не большая часть его опыта включает образы, кот почерпнутьт из описаний(результаты опыта ряда его предшественников). РАЦИОНАЛЬНАЯ (ЛОГИЧЕСКАЯ) СТУПЕНЬ ПОЗНАI4ИЯ. Чувственное восприятие чел конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того в какой мере сод понятий освоено данным чел. Понятия- это такие вогтлощенньте в словах продукты в социадьно-истор проц познания, кот выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия, то каждый чел в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкр вещь, факт, явление. Процесс поним состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но м в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее. Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий угверждается или отрицается что либо. Понятия есть элементы суждений. ННа базе суждений и понятий формируются умозаключения. Это есть вывод. Все три формы рац познажiя как способности образуют ум, а как процесс - мышление. Многочисленные данные свид о единстве чувственного и рационального, их взаимообусловленности. Например, образ яблока есть пересечение многочисленных понятий и их чувственных показателей. Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами.Чувственная форма познаюiя вбирает в себя опыт мыслительной деятельности.Но мышление и чувственное познание обладают и относительной самостоятельностью. Основной формой проявления жизни чел. является деятельность - чувственно предметная, практаческая, и духовная, теоретическая. Чел - активное существо. Он активно воздействует на окруж его вещи, придает им форму и св-ва, необход для удовлетворения его обществ и личных потребностей. Именно в гтреобразов мира челов придает огiределенностьсвоему бьгтию. Практика - это материальная. чувстенно предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразов прир и социальных объектов и составляющая всеобщую основт’, двнж силу развития челов общества и,iюзнания. Под пр прежде всего разумеют не только и не столько деят отдельного чел, сколько совокупную деят, опыт всего человечества в его исторразвитии.. Какпо содерж так и по форме практика носит общ характер. Совр практика есть р-т всемирной истории. Практика включает в себя такие моменты как цель, потребность, мотив, отдельные действия, движения, акты, предмет, на кот направлена деятельность, средства достиж цели и р-т деятельности.
Общ практика находится в диалект единстве с познавательной деятельностью, с теорией. По отнош к познаншо она выполн. троякую роль. Во-первых, явл источником, основой познанияч, его двюк силой, дает ему необход фактический материал. Во-вторых, практ явл способом приложения знаний, и в этом смысле она цель познания. Конечной целью познан являются незнания сами по себе, а практ преобразование действит для удовлетворения матер и духовных потребностей общества. В-третьих, практ служит критерием истинности рез гюзнаняя. Основными видами практ явл материально-гтроизв деят людей и социально гiреобразующая деятельность масс. (социальная, духовная, политическая сферы). Естественнонаучный эксперимент - это особый вид практики. Н. теория и лракт составл такое единство гтротивопол, в кот практике изначально принадлежит реш. роль. Но теория не ограничивается простым обобщением практики, а перераб эмпирический материал и тем самым открывает новые перспективы для развив практики. По отнош к ней теория играет програмирующую роль. Если гтракт предшествует твор в плане происхождения познания, то на уровне уже развитого н. мышления в знач степени возрастает возможность и необход внугритеоретического, содержательного оперирования идеальными моделями вещей, их свойств и отношеий, не обращаясь непосредственно к практике., что открывает пугь выходу теорет мышления из под власти непосредств опыта. История познания свидетельствует о том, что вслед за применением какого-либо открытия начинается бурное развитие соотв области теории. Естеств и обществ науки, выходя на арену ггракт применения, создают механизм обратной связи между теорией и практикой. Этот мех позволяет осущ взаимокорректировку теорет и практ деятельноси, кот и обеспечивает практике ее функцию быть критерием истины. Тесное взаимоувязывание теор и гiракт, четкость действия мех обратной связи особенно ощугимы на соврем этапе развития общества. Пон практики в истории фил трактовалось по разному. Идеализм трактовал ее как деятельность духа. Гегель - ттракт есть волевая деятельность идеи”. Субъект идеалисты поним под лр. деятельность обусловленную волей, интуицией или подсози началом., например “религиозный опыт”.
Поскольку ггракт деятельность носит осознанный хар-р, постольку дух начало, безусловно, составл ее необходимый момент. И нельзя разрывать единую целостную деятельность на 2 ипостаси и тем более противопоставлять их.
50. Проблема истины в познании. Критерии истины. Истина и заблуждение. Знание и вера. Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством иго чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. То. истина сущ как субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания олредел мерой его истинности. Истина есть свойствознания, а не объекта познания. Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть не только страж наличного бытия, но также и прошлого. А будущее - может ли оно быть гiредм отражеия? Можно ли оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет. Разумеется замысел строится на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное. Однако замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не терм истинности или ложности. Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, восгiроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее резвия. Это придает ей особ ценность, связанную с прогностическим измерением. I4стиные знания дают людям возможность разумно организовывать свои лракт действия в настоящем и предвидеть будущее. Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждеiше - это содержание сознания, е соответствующее реальности, но принилюемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективн действительность, имеют реальный источик. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора гiугей познания, сложностью решаемых пробле, стремлением к реализ замыслов в ситуации неполной информации. Итак заблуждения имеют и гносеолог и психологические, и соц основания. Но их следует отличать от лжи как иравственно-психологического феномена. Ло.жь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрьттие того, что было. Источником лжи мб. и логкчески неправильное мышление.
42. Философская антропология. Человек и его бытие в мире. В широком смысле - философское учение о природе (сущности) человека, который служит исходной точкой и центральным предметом рассмотр






