Эффективность психотерапевта серьезно зависит от навыков межличностного взаимодействия. Исследование Л.А. Цветковой (1994) показало, что существенным фактором профессиональной успешности врача является "коммуникативная компетентность". Другие многочисленные исследования показали, что успех человека, работающего в сфере постоянного общения, на 80 процентов зависит от его коммуникативной компетентности. Положительная направленность интеракций и отсутствие реакций игнорирования, высокий уровень эмпатии и самооценки, отношение к другому человеку как к ценности, как к активному соучастнику взаимодействия - все это составляет коммуникативную компетентность врача. Являясь необходимым условием эффективной деятельности врача, коммуникативная компетентность определяет успешность профессиональной адаптации молодого специалиста на начальном этапе самостоятельного труда.
В целом, успешная терапевтическая деятельность, наряду с коммуникативной компетентностью, определяется следующими психологическими особенностями:
выраженным стремлением к самостоятельности и независимости;
уверенностью в себе, позволяющим врачу проявить успешность в условиях часто повторяющихся стрессовых ситуаций;
направленностью поведения на достижение успеха в профессиональной сфере, позитивно воспринимаемым образом "Я";
высоким уровнем эмпатии;
таким видением лечебной ситуации, в которой врач является центром терапевтического процесса;
отношением к пациенту, как к активному участнику процесса лечения;
владением большим объемом профессиональных ситуаций, которые психотерапевт способен контролировать и за которые он способен нести ответственность.
Поскольку психотерапия - межличностный процесс, эффективный психотерапевт должен обладать навыками межличностного взаимодействия и способностью использовать эти навыки при работе с пациентами. Динамика психотерапии лежит в личности терапевта. Являясь основной фигурой в психотерапевтическом контакте, психотерапевт опосредует его своими индивидуальными чертами, обусловленными возрастом, полом, опытом, особенностями характера, системой ценностей и определенной психотерапевтической техникой, что оказывает влияние на эффективность лечения.
Ни один психотерапевт не может применять себя равноценно во всех техниках. Именно его характерологические черты и техническое мастерство влияют на результат. Более того, именно личность психотерапевта и то, как она проявляется в психотерапевтических отношениях, считается крайне важной. Из-за специфики психотерапии психотерапевт в той или иной мере привносит в лечебный процесс своеобразие своей личности, собственной системы ценностей, предпочитаемых теоретических ориентаций и психотерапевтических технологий.
Анализ современных работ по практической психологии показывает, что вопрос об эффективности психологического воздействия обсуждается очень активно. Заслуживает внимания в этом плане одна из важнейших тенденций в психотерапии — поиск, исследование и разработка общих факторов в психотерапевтических воздействиях, без ориентации на которые невозможно правильно учитывать эффективность работы психолога. К основным из них относятся:
• хорошие отношения и сотрудничество между психологом и клиентом — исходная предпосылка психотерапии;
• ослабление напряжения на начальной стадии, основанное на способности пациента обсуждать свою проблему с психологом;
• когнитивное обучение за счет получаемой психологической информации;
• изменение поведения клиента за счет нового эмоционального опыта, полученного в общении с психологом;
• приобретение социальных навыков реагирования на модели поведения психотерапевта; убеждение и внушение, явное и скрытое;
• усвоение или осознанное отношение к новым формам поведения, осуществляемое при эмоциональной поддержке со стороны психолога.
По мере распространения психотерапевтической ломощи вопрос о ее эффективности становится все
более актуальным. Это относится как к временным аспектам работы психолога (быстрая и эффективная психологическая помощь), так и к качеству его работы. Существующие в литературе данные позволяют говорить о том, что для многих пациентов эффективность длительной и кратковременной психотерапии воспринимается равнозначно. Этот факт заслуживает внимания.
В последние годы в психотерапевтических исследованиях было обнаружено два важных факта: оказалось, что существуют систематические различия между психотерапевтами, касающиеся эффективности их работы; было также обнаружено, что люди с различными личностными особенностями могут нуждаться в различных типах психотерапии.
Тем не менее большинство фактов и закономерностей, полученных в исследованиях эффективности работы практических психологов, нуждаются в дополнительной проверке (это отмечают и сами исследователи, например, М. Раттер, К. Роджерс и др.).