Цель освоения дисциплины
Расширить у магистрантов информационный рационалистический горизонт знаний, сформировать прогрессивный мировоззренческий подход к пониманию реальной картины мира, понимание концептуальных направлений развития науки.
Сформировать у магистрантов комплекс понятий о специфике научного знания и методов науки, о глубокой связи науки и техники в современном информационном обществе, о главных задачах современной методологии науки, об истории развития науки.
Задачи освоения дисциплины
– формирование у магистрантов прогрессивного мировоззренческого подхода к пониманию реальной картины мира;
– понимание концептуальных направлений развития естественных и технических наук;
- формирование философского подхода к реальности;
- познание концептуальных парадигм в фундаментальных и прикладных науках с осознанием совокупных связей;
– формирование представлений об основных методах и закономерностях естественнонаучного познания.
Основная задача - способствовать созданию у магистрантов целостного системного представления о структуре науки, о месте конкретных наук в познании, а также ознакомить с современным уровнем научного осмысления действительности.
Общие задачи дисциплины актуализируют необходимость изучения проблемы начала науки; различных форм рациональности; истории и современной панорамы развития науки. Особое место в контексте общей логики дисциплины занимают современные модели развития науки. В качестве относительно самостоятельных разделов выделяются: методология науки, научные методы, этика науки и научное творчество.
Программа, таким образом, существенно дополняет и расширяет философские знания, получаемые студентами при изучении основного курса философии высшей школы, конкретизирует и детализирует связи философии, философской рефлексии науки с бытием и развитием естествознания и техники.
Усвоение программы предполагает: овладение и свободное пользование знаниями и материалом теоретического анализа развития научно-технической сферы, формирование навыков анализа явлений в области развития естествознания и техники, умения логически грамотно обосновывать свою точку зрения по проблемам философии и истории науки и техники, проводить социально-философское обоснование принимаемых решений на основе системного подхода.
Данная дисциплина решает и ряд дополнительных проблем и задач: повышение общекультурного уровня магистрантов, расширение и углубление историко-технических знаний с учетом профиля вуза, развитие навыков их использования в процессах создания новой техники.
2. Место дисциплины в структуре профессиональной подготовки:
С помощью философских и методологических представлений и принципов осуществляется актуальный внутридисциплинарный и междисциплинарный синтез научного знания, необходимый для воссоединения науки с общей культурой человеческого общества, для восприятия общекультурных и профессиональных компетенций магистрантов.