Первичная профилактика нарушений голоса и профилактическая работа по предотвращению рецидивов голосовой патологии

Восстановления голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз.

В зависимости от этиологии и механизма нарушения голоса при его восстановлении выдвигаются две задачи. Первая задача определяется необходимостью выявления и включения компенсаторных возможностей организма. Компенсация может наступать только с включением значительного числа физиологических компонентов, расположенных в различных частях нервной системы и рабочей периферии.

Второй задачей является ликвидация патологического голосоведения.

Для реализации этих задач требуется:

1) активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани;

2) предотвращение развития вторичных дефектов голосового аппарата;

3) положительное воздействие на личность обучающегося для ликвидации психогенных реакций;

4) восстановление утраченных кинестезии голосоведения, т.е. фонации;

5) восстановление координации дыхания и фонации. В зависимости от задачи восстановления применяются дифференцированные приемы обучения, однако для всех форм нарушений голоса можно определить общие этапы коррекционной работы:

· Рациональная психотерапия;

· Коррекция физиологического и фонационного дыхания;

· Тренировка кинестезии и координации голосового аппарата фоно-педическими упражнениями;

· Автоматизация восстановленной фонации.

Перед началом занятий для установления контакта, взаимопонимания выясняется, что является определяющим в настроении и поведении обучающегося, как он относится к своему дефекту. При первой беседе объясняется сущность нарушения, в доступной форме раскрывается механизм голосообразования, намечаются пути восстановительной работы.

Для предупреждения голосовых расстройств очень важна охрана голоса с раннего детства. Каждый педагог должен знать, что развитие голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат ещё слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голосу, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к функциональным и органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями. Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых. Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса является закаливание организма,овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи.

Для охраны голоса лицам голосоречевых профессий необходимо помнить, что курение, алкоголь, злоупотребление горячей и сильно охлажденной пищей недопустимы, так как при этом раздражается слизистая оболочка глотки и гортани. Следует остерегаться простудных заболеваний. Наблюдение показывают, что отрицательное влияние на голосовой аппарат оказывают «малые простуды», при которых люди продолжают работать, напрягая голос. Самой радикальной мерой по предотвращению заболеваний голосового аппарата можно считать постановку речевого голоса, в ней нуждаются все лица, которым по роду деятельности приходиться много говорить.

Вторичная профилактика состоит в предотвращении дефектов и наслоений, являющихся следствием голосовой патологии. Это в первую очередь невротические реакции на дефект, которые отягощают развитие основного нарушения. Тактичная рациональная психотерапия, раннее начало коррекционно-логопедической работы, первое, даже небольшое улучшение голосовой функции снимают или заметно ослабляют невротические проявления.

Профилактические мероприятия проводятся и после завершения восстановления голоса. Продолжается диспансерное наблюдение у врача и логопеда для контроля за состоянием голосового аппарата и качеством голоса.

Все, окончившие курс восстановления, получают рекомендации по соблюдению голосового режима. Соблюдение профилактических мер, регулярн6ое диспансерное наблюдение у специалистов предотвращает рецидивы голосовых расстройств, обеспечивает устойчивость достигнутых результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М.: Просвещении, 1973.

2. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. М.: Медицина, 1981.

3. Ермолаев В.Г., Лебедева Н.Ф., Морозов В.П. Руководство по фониатрии. Л., 1970. – 320 с.

4. Крапухин А. В. Восстановление звучной речи у лиц с удалённой гортанью // Актуальные проблемы логопедии. М., 1980.

5. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 704 с.

6. Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. Варшава, 1965.

7. Основы логопедической работы с детьми/ Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240 с

8. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – СПб.: Питер, 2004. – 352 с.

9. Таптапова С. Л. Коррекцоинно-логопедическая работа при нарушениях голоса. М., 1984.

ТЕСТ

1. Афония – это:

А. отсутствие звучного голоса при наличии шёпотной речи;

Б. нарушение голоса, выражающееся в его быстрой утомляемости, прерывании;

В. расстройство голоса, выражающееся в нарушении его основных характеристик – высоты, силы и тембра.

2. Дисфония – это:

А. отсутствие звучного голоса при наличии шёпотной речи;

Б. нарушение голоса, выражающееся в его быстрой утомляемости, прерывании;

В. расстройство голоса, выражающееся в нарушении его основных характеристик – высоты, силы и тембра.

3. Фонастения – это:

А. отсутствие звучного голоса при наличии шёпотной речи;

Б. нарушение голоса, выражающееся в его быстрой утомляемости, прерывании;

В. расстройство голоса, выражающееся в нарушении его основных характеристик – высоты, силы и тембра.

4. Ринофония – это:

А. нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, в первую очередь – голоса, вызванное нарушением строения артикуляционного аппарата.

Б. нарушение звуковой системы языка (звукопроизношения, просодики, голоса) в результате органического поражения ЦНС;

В. нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи, обусловленное дискоординацией участия ротовой и носовой полости в процессе фонации.

5. Фонастения относится:

А.к функциональным нарушениям голоса;

Б. к органическим нарушениям голоса.

Ответы: 1-А, 2-В, 3-Б, 4-В, 5-Б.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: