Основные направления развития физической культуры и спорта в мире периода Новейшей истории

В последние годы XIX - начале XX в. предпринимаются многочисленные попытки поиска таких внешкольных форм воспитания молодежи, которые обеспечивали бы ее хорошую военно-физическую подготовку. Однако лишь в Англии удалось создать систему, которая позволила охватить широкие слои молодежи, - бойскаутское движение. Оно возникло на рубеже XIX и XX вв. Основателем этого движения является английский генерал Роберт Баден-Пауэл. За период с 1910 по 1914 г. 792 скаута Англии были награждены за подвиги при спасении жизни людей во время различных стихийных бедствий. Безусловно, система их идеологического воспитания не противоречила государственным интересам. Всего за несколько лет эта удачная комплексная система воспитания детей школьного возраста распространилась по всему миру, она популярна и в настоящее время. Контакты между скаутскими организациями разных стран осуществляют Международные комитеты, объединяющие около 16 млн скаутов более чем из 120 стран. Однако до Первой мировой войны движение бойскаутов использовалось в основном для военной подготовки молодежи.

Скаутская подготовка проходила в форме привлекательной для ребят длительной игры с использованием условных символов, отличительных знаков, приветствий, костюмов, патрулей, отрядов и т.д. Во время игровой деятельности дети овладевают полезными для повседневной жизни навыками. В скаутской подготовке присутствует свойственная детям любовь к природе и животному миру, склонность к приключениям, интерес ко всему героическому, бескорыстная забота о других людях и т.п. Поэтому оно стало так популярно и живет до сих пор.

Перед Первой и Второй мировыми войнами наблюдается милитаризация физического воспитания и спорта, т.е. оно становится средством военно-физической подготовки молодежи. Особенно заметно это проявляется в Германии.

В 20-е гг. в мире возникает новое направление в физической культуре - профессионально-прикладная физическая подготовка. Физиологами было выявлено, что физические упражнения, перерывы, включенные в трудовой процесс, повышают работоспособность, отодвигают наступление утомляемости, способствуют более быстрому восстановлению, создают подчас монотонным рабочим операциям положительный эмоциональный фон. Под влиянием этих данных уже в 20-е гг. во многих развитых странах начали настаивать на включении подобных перерывов в виде производственной гимнастики. Отдельные наиболее крупные предприятия даже ввели у себя должности преподавателей (инструкторов) физической культуры. Но пока это были лишь единичные случаи. Внедрение производственной гимнастики еще долгое время оставалось нерешенной проблемой, так как на большинстве предприятий ее не могли связать с производительностью труда: часть физиологов труда возражала против содержания самой гимнастики, в частности однообразия ее упражнений, производственной гимнастики избегали и сами рабочие, предполагая, что она направлена в первую очередь на интенсификацию труда, а не на улучшение их здоровья.

По примеру Англии и США в руководящих кругах других развитых "дран также стали признавать, что современный спорт -- это не только развлечение, но и занятие, полезное и в других отношениях. Росло число работ, в которых врачи подчеркивали роль спорта для здоровья. Ученые напоминали древнее жизненное правило Ювенала: "В здоровом теле -- здоровый дух". Военные проявляли заинтересованность в спортивной подготовке молодежи. Историки доказывали, что значительная часть потерь в наполеоновских войнах приходилась на долю утонувших. На базе австрийского опыта повсеместно началось обучение новобранцев плаванию. По примеру первых исследователей неизведанных мест и искателей сокровищ объединялись альпинисты и любители красот природы -- туристы. Творцы теории игр, несмотря на известные принципиальные ошибки, с многих точек зрения доказали, что подвижные игры незаменимы в жизни подрастающего поколения.

Интерес к спорту дал также толчок проведению международных состязаний. В последней четверти XIX века вслед за англо-американскими соревнованиями по боксу и легкой атлетике и франко-бельгийскими по велосипедному спорту начали проводиться международные встречи и по другим видам спорта. В связи с бессистемностью первых крупных соревнований, позже объявленных неофициальными чемпионатами континента, Европы и мира, произволом их организаторов стало ясно, что истинную спортивную ценность могут иметь только те мировые соревнования, правила и условия проведения которых заранее согласовываются на международных форумах. Очередность образования международных специализированных спортивных объединений, показывающая также ход развития отдельных видов спорта, была следующей:

 
Вид спорта. Название международного объединения Год созд.  
Гимнастика Международная федерация гимнастики (ФИЖ)    
Гребля Международная федерация грибных обществ (ФИСА)    
Конькобежный спорт Международная федерация конькобежцев (ИСУ)    
Боулинг Международная федерация боулинга (ИБФ)    
Велосипедный спорт Международный союз велосипедистов (УСИ)    
Автомобильный спорт Международная федерация автомобильного спорта(ФИА)    
футбол Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА)    
Авиационный спорт Международная федерация воздухоплавания (ФАИ)    
Спортивная стрельба Международный сок" стрелкового спорта (УИТ)    
Парусный спорт Международный союз парусного спорта (ИУРУ)    
Хоккей на льду Международная лига хоккея на льду (ЛИХГ)    
Легкая атлетика Международная любительская легкоатлетическая федерация (ИААФ)    
Мотоспорт Международная федерация мотоспорта (ФИМ)    
Теннис Международная федерация тенниса (ИЛТФ)    
фехтование Международная федерация фехтования (ФИЕ)    
Борьба Международная любительская федерация борьбы (ФИЛА)    

В сознании венгров, да и в специальной литературе по истории спорта распространено одностороннее убеждение, что олимпийское движение нового времени возникло по инициативе Пьера де Кубертена (1863--1937), благодаря тому, что французский барон возродил идею олимпиад древности. Это утверждение, повторяемое в самых различных вариантах, верно лишь в известном смысле. Вместе с тем оно затуманивает, замалчивает подлинное значение деятельности Кубертена, исторический фон, на котором она развертывалась, общественные, педагогические и физкультурные принципы, лежавшие в ее основе. Действительно, отдавая дань уважения дипломатическим, спортивно-политическим, спортивно-педагогическим и организаторским заслугам Кубертена, нельзя забывать и о тех социальных причинах и условиях, которые позволили возродить олимпийскую идею, создали для этого основу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: