Становление и развитие Советской школы спорта высших достижений

Создание в 1935 - 1937 гг. Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК) является отражением развития спортивной направленности в системе физического воспитания в СССР. Вообще, в мире в 30-е гг. спорт развивается более высокими темпами, и СССР здесь не исключение.

Первые нормативные требования были утверждены по десяти наиболее популярным в то время видам спорта: гимнастике, плаванию, легкой атлетике, конькобежному спорту, борьбе, тяжелой атлетике, фехтованию, теннису, спортивной охоте и боксу. Спортсмены подразделялись на три разряда: III, II, I и спортивное звание - мастер спорта.

ЕВСК служила одним из важнейших программно-нормативных документов советской системы физического воспитания и к 80-м гг. включала около 100 культивируемых видов спорта. Она периодически, раз в четыре года, уточнялась, пересматривалась, корректировалась. Основные причины изменений - состояние достижений в том или ином виде спорта на международном уровне, появление или исключение из программы международных соревнований различных видов спорта, степень популярности и культивирования национальных видов спорта, развитие наиболее прикладных видов спорта.

Спорт высших достижений в СССР наиболее интенсивно начинает развиваться после Великой Отечественной войны. Он однозначно становится выразителем и своеобразным полигоном демонстрации преимущества или недостатков двух идеологических систем - социалистической и капиталистической. Причем конфронтация ощущалась с обеих сторон. Слова президента США Д.Кеннеди, сказанные им в 1960 г. олимпийцам своей страны: "В мире сегодня решают проблемы две вещи: количество ракет и количество золотых олимпийских медалей". Эта конкуренция и была основой того, что львиная доля средств в СССР шла именно на спорт высших достижений, а массовая физическая культура была на "голодном пайке". Это и есть на практике политизация и идеологизация спорта.

В 1948 г. ЦК ВКП(б) обязал физкультурные организации обеспечить повышение уровня спортивного мастерства и завоевание советскими спортсменами в ближайшие годы мирового первенства по важнейшим видам спорта. Выход в свет этого постановления объясняется началом нового этапа развития спорта высших достижений в нашей стране - вступления советских спортивных организаций в МСФ, началом участия в Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, а с 1989 г. - во Всемирных играх по неолимпийским видам спорта.

Олимпийцы СССР блестяще выступали на летних и зимних Олимпийских играх. На летних играх с 1952 по 1988 г. команда СССР на 9 олимпиадах 6 раз занимала первые места и 3 раза - вторые, на зимних играх с 1956 по 1988 г. 7 раз - первые и 2 раза - вторые места.

Начиная с 1934 г. в СССР исторически сложилась стройная и надежная организационная форма подготовки спортивных резервов, в том числе и для спорта высших достижений: детско-юношеские спортивные школы, школы олимпийского резерва (специализированные) и школы высшего спортивного мастерства. Это была если не самая лучшая в мире система, то одна из лучших. В СССР в различных спортивных школах занимались около 4,5 млн детей, подростков и молодежи. В работе с ними было задействовано 119 тыс. тренеров.

Спортивная направленность в послевоенное время действительно "проникла" во все составляющие системы физического воспитания СССР. На ее принципах, по сути, строилась школьная программа физического воспитания: обучение умениям, навыкам, развитие двигательных качеств осуществлялись в процессе прохождения разделов программы на основе определенных видов спорта (гимнастики, борьбы, легкой атлетики, спортивных игр, лыжного и конькобежного спорта и др.). Система работы по комплексу ГТО свелась не к приобщению людей к систематическим занятиям физическими упражнениями, а к одноразовой "сдаче нормативов", заимствованных также из различных видов спорта. Ориентация и собственно профессиональная подготовка в ИФК и ФФК педвузов до начала 90-х гг. осуществлялись на основе "спортивного принципа". Достаточно ознакомиться с содержанием учебных планов и программ, названием кафедр, чтобы увидеть, что ведущим принципом подготовки учителей физической культуры был именно спортивный. Лишь в начале 90-х гг. предпринимаются попытки соответствующего научного обоснования проблемы непрерывного физкультурного образования специалистов этого профиля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: