Конкурентоспособность — это превосходство товара на целевом рынке над конкурирующими аналогами по степени удовлетворения потребностей, в том числе и по суммарным затратам потребителя на приобретение и пользование товаром.
Когда речь идет о конкурентоспособности товара, следует выделять две ситуации. Первая ситуация связана с оценкой конкурентоспособности товара, уже находящегося на рынке. А вторая ситуация касается создания нового товара, который должен быть конкурентоспособным с товарами, уже имеющимися на рынке. Уровень конкурентоспособности можно оценивать по ряду параметров, которые объединяются в три группы: технические, нормативные, экономические.
К техническимпараметрам относятся функциональные (определяющие назначение изделия), эргономические (характеризующие изделие с точки зрения удобства и безопасности потребителя в процессе его использования, создания психологического комфорта и т.п.), эстетические (отражающие дизайн, степень благотворного воздействия и позитивное восприятие изделия с позиции потребителя). Именно технические параметры позволяют оценивать качество и удобство обслуживания. А по определению Международной организации по стандартам (ИСО) качество – это набор свойств товара, которые удовлетворяют конкурентную потребность. Технические параметры определяют конкурентоспособность только по отношению к изделиям одного класса, Особое внимание следует обращать на нормативныепараметры, играющие важную роль на этапе создания изделия; они позволяют установить принципиальную возможность реализации изделия на целевом рынке. Обычно эта работа начинается с оценки патентной чистоты изделия, т.е. выяснения, имеются ли у разработчика патенты, дающие право производить и продавать товар, отличный от конкурентов. Патенты усиливают конкурентоспособность производимого изделия, поскольку юридически не допускают выпуск на рынок аналогичного товара.
Следующий этап анализа конкурентоспособности заключается в установлении соответствия параметров изделия обязательным стандартам и нормативам, которые указывают границы, за пределы которых параметры не должны выходить. Нормативные параметры вырабатываются международными организациями, такими как ИСО, национальными, региональными организациями и организациями потребителей. Знание стандартов и нормативов позволяет фирмам еще на стадии проектирования изделий закладывать в них параметры, делающие их конкурентоспособными. Во многих странах эти стандарты и нормативы могут отличаться друг от друга.
В глазах потребителей конкурентоспособность оценивается и по таким немаловажным показателям, какими являются параметры экономической группы, представляющие цену потребления. В самом общем виде цена потребления Цп включает в себя цену товара на рынке и расходы, связанные с эксплуатацией в течение его жизненного цикла:
Цп = Цр + Цт + Цно + Цэ + Цс + Цн + Цу,
где Цр — цена товара на рынке; Цт — расходы на транспортирование; Цно — расходы на наладку, обслуживание и ремонт; Цэ - расходы на энергопотребление; Цс — стоимость страховки; Цн - оплата налогов таможенных сборов; Цу — стоимость утилизации.
Качество (Котлер) – набор свойств и характеристик продукта или услуги, которые основаны на его способности удовлетворять заявленные или подразумеваемые потребности.
Сегодня в мире используются различные системы управления качеством.
Основные факторы конкурентоспособности товара.
| Факторы | Характеристика критериев |
| Цена | - Соотношение уровня цены с ценами основных конкурентов - Развитость системы дифференциации цен в зависимости от соотношения спроса и предложения, а также политики конкурентов - Привлекательность для потребителей системы скидок |
| Качество | - Технико-эксплуатационные характеристики продукции (функциональность, надёжность, удобство эксплуатации и т.д.) - Престижность, дизайн, экологичность товара |
| Сервис | - Качество поставки товара - Уровень торгового обслуживания - Наличие запасных материалов и центров по сервисному обслуживанию |
| Маркетинговое окружение | - Уровень организации маркетинг-логистики - Эффективность рекламных мероприятий - Уровень дизайна и содержательности упаковки - Разработанность брендинга товара - Уровень гарантийного обслуживания покупателей до и после приобретения товара - Возможность покупки товара с помощью средств мультимедиа технологий |






