Система права Республики Беларусь состоит из следующих основных отраслей: конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, семейное право, земельное право, финансовое право, уголовно-исполнительное право, гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное право и т.д.
К крупным блокам в системе права относят публичное и частное право. Такое деление права было введено римским правом и позже воспринято европейскими государствами.
Суть указанного разделения состоит в том, что в любом праве есть нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые (публичные) интересы, т.е. интересы общества, государства в целом (конституционное право, уголовное, процессуальное, административное, финансовое и т.д.), и нормы, защищающие интересы частных лиц (гражданское право, трудовое, семейное, торговое и т.д.).
Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство. Частное право «обслуживает» в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников.
|
|
Законодательство, как и право, тоже имеет свою систему, под которой понимается его внутреннее строение.
Однако данные понятия необходимо различать по следующим основаниям:
1) если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства — нормативный акт;
2) если система права выступает в качестве содержания, то система законодательства — в качестве формы;
3) если система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна, ибо зависит от законодателя;
4) если система права имеет первичный характер, то система законодательства — производный;
5) если система права имеет только горизонтальное строение, то система законодательства — еще и вертикальное;
6) система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности; а с другой стороны, включает в себя, кроме формулировок норм, и иные элементы — преамбулы, названия разделов, глав, статей и т. п.
Понятие нормотворчества, его виды, стадии, принципы
Нормотворчество – это специальная деятельность компетентных государственных органов,
Непосредственно народа (при референдуме) по установлению норм права, их переработке и