Трансакционный анализ является самостоятельным направлением психологической теории и практики. Психотерапия, разработанная Берном и его последователями призвана освободить человека от влияния сценариев, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью трансакционного анализа является достижение гармонии личности через сбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями.
Транзактный Анализ эффективен для разрешения многих проблем: транзактные аналитики работают с фобиями и зависимостями, помогают тем, кому трудно налаживать отношения с другими, кто слишком робок, неуверен в себе или, наоборот, агрессивен. Этот метод применяется и для терапии «проблемных» супружеских пар — психотерапевт выясняет, в каких состояниях «я» они чаще всего находятся в момент общения и помогает мужу и жене лучше понимать друг друга и строить или реконструировать близкие отношения. Транзактный анализ используется и в решении проблем личностного развития, выбора жизненного пути, а также отношений родителей и детей.
ТА-терапия предписывает консультанту инициирующую роль учителя.
Сначала он должен объяснить клиенту язык и понятия ТА, новый способ мышления о себе.
После того как это будет выполнено, консультант заключает контракт с клиентом на осуществление определенных изменений и помогает ему достичь их. В сущности, консультант помогает клиенту получить способы (то есть навыки), необходимые для изменения существующего положения, и позволяет ему произвести конструктивные изменения с помощью различных приемлемых методов.
ТА ввел ряд новых техник для оказания помощи клиентам в достижении своих целей. К числу наиболее общих из этих техник относятся описанные выше: структурный анализ, транзактный анализ, анализ игр, анализ сценариев.
Имеется еще целый ряд техник.
• Терапевтический контракт: определенный, конкретный контракт, который подчеркивает согласованные обязанности консультантов и клиентов. Контракт позволяет каждому из них знать, при каких условиях цели консультирования можно считать достигнутыми.
Процесс заключения контракта это один из основных лечебных инструментов в ТА. Поскольку, многие проблемы можно решить прямым договором, например: перестань ругаться, пить, обманывать и т.д., контракт представляет собой разумную веру клиента в себя, терапевта и способность человека достигать желаемых изменений.
Обычно, контракты включают следующие части:
1.Ожидаемые изменения (цели, суть представленных клиентом проблем и ожиданий).
2.Административная часть (оплата, место проведения, количество сессий и взаимная ответственность).
3. Временной контракт.
Как для клиента, так и для терапевта важно, чтобы контракт был понятным и реалистичным. Поэтому очень важно обсудить, каким клиент видит сам себя, когда его цель будет достигнута (как он будет мыслить, что он будет чувствовать по поводу себя и окружающего мира, как он будет себя вести). При этом также важно обсудить, как клиент будет узнавать о том, что движемся в правильном направлении. И еще обсуждают, как значимые для клиента люди будут воспринимать его изменения. Для этого просят клиента ответить на следующие вопросы:
1. Что я хочу в себе изменить?
2. Что я буду для этого делать?
3. Как я буду саботировать свои изменения?
4. Как другие люди узнают о моих изменениях?
5. Кто из моих близких (знакомых, включая терапевта) будут меня поддерживать в этом изменении (перечислить по именам)?
• Дознание: включает в себя обращение ко взрослому эго-состоянию клиента до тех пор, пока консультант не получит «взрослый» ответ. Прием может оказаться очень конфронтационным. При неквалифицированном применении дознание окажется неэффективным и позволит получить только хронологический материал.
• Уточнение: идентификация эго-состояния, которое инициировало транзакцию. Уточнение осуществляется от эго-состояния взрослого, как клиента, так и консультанта.
• Конфронтация: консультант указывает клиенту на непоследовательность в его поведении или речи. Использование этого приема в ТА ненамного отличается от его применения другими теориями.
• Объяснение: происходит между эго-состояниями взрослого. Консультант разъясняет клиенту некоторые аспекты ТА.
• Иллюстрация: направлена на просвещение клиента или разъяснение какого-либо пункта. Иллюстрация — это рассказ, который является часто юмористическим и может быть обращен и к ребенку, и ко взрослому эго-состоя-ниям клиента.
• Подтверждение: Применяется в случаях, когда ранее измененное поведение проявляется повторно, и консультант указывает на это клиенту. Этот прием может быть эффективным только тогда, когда у клиента твердо сформировалось эго-состояние взрослого.
• Интерпретация: консультант обращается к эго-состоянию ребенка клиента и объясняет причины его поведения. Этот прием является, главным образом, психодинамической процедурой и используется только когда клиент имеет эффективно функционирующее эго-состояние взрослого.
• Кристаллизация: Состоит из транзакции между Взрослыми, в которой клиент осознает, что человек может прекратить играть в игру, если он сильно этого захочет. Следовательно, клиент свободен поступать в соответствии со своим выбором, и процесс ТА на этом фактически заканчивается.
Почти все методы в ТА включают в себя некоторую комбинацию опроса, конфронтации и диалога. Вот перечень вопросов, которые наиболее часто задают ТА-консультанты.
- Что из того, что ваши родители когда-либо говорили вам, было самым хорошим и самым плохим?
- Какое ваше самое раннее воспоминание?
- Что в вашей семье рассказывали относительно вашего рождения? Какая ваша любимая сказка, рассказ или песня?
- Как бы вы описали вашу мать и отца? Как долго вы собираетесь прожить?
Чтобы быть наиболее эффективным, ТА-консультант должен всегда быть осторожен при определении силы эго отдельных клиентов. Клиент обычно становится способен к выработке новых жизненно важных решений, по мере того, как он обнаруживает новые аспекты своего «Я».
Сначала клиент с помощью терапевта, который посвящает его в принципы трансактного анализа, открывает для себя структуру своей личности, а затем начинает по внешним признакам распознавать, в каких состояниях «я» он чаще всего пребывает: Ребенка, Взрослого или Родителя, и как это сказывается на его поведении и общении.
Затем терапевт побуждает клиента к раскрытию новых возможностей чувствовать, думать, действовать — в зависимости от того, что он сам ощущает, а не от того, как на это смотрят другие. Транзактный аналитик помогает клиенту измениться — вновь обрести в себе Естественного ребенка, укрепить позиции уставшего от борьбы Родителя, научиться разрешать свои проблемы с позиции Взрослого и восстановить уверенность в себе и в своих силах.
Трансактный Анализ практикуется как в группе, так и индивидуально – обычно терапевты рекомендуют сочетать оба способа. Работа эта связана со словом, эмоциями и чувствами (часто психотерапевты комбинируют трансактный анализ с техниками гештальт-психологии и психодрамы).