Определение. В современной специальной литературе для обозначения нарушений чтения используются в основном термин: алексия– для обозначения полного отсутствия чтения

В современной специальной литературе для обозначения нарушений чтения используются в основном термин: алексия – для обозначения полного отсутствия чтения; дислексия, дислексия развития или эволюционная дислексия – дня обозначения частичного расстройства процесса овладения чтением, в отличие от тех случаев, когда акт чтения распадается, например при афазиях, в результате тех или иных поражений коры головного мозга.

Существуют разные определения понятия "дислексия".

Например, М.Е.Хватцев определяет дислексию как частичное расстройство процесса чтения, затрудняющее овладение этим навыком я ведущее ко многим ошибкам во время чтения (пропускам букв, слогов, заменам, перестановкам, пропускам предлогов, союзов, замещениям ело пропускам строчек).

Специальная группа исследователей дислексии развития Всемирной федерации неврологии, представляют; комплекс международных исследований в неврологии, педиатрии, психологии и педагогике, дает следующее определение дислексии: специфическая дислексия развития – это нарушение, представляющее собой трудность овладения чтением, несмотря на нормальное обучение, нормальный интеллект и хорошие социально-культурные условия.

Особенностью дислексических ошибок является и типичность, повторяющийся характер. Трудности чтения проявляются в повторяющихся заменах букв, перестановках, пропусках и т.д.

Второй особенностью ошибок чтения-при дислексиях является их стойкий характер. Многие нормальные, дети, которые начинают учиться читать, делают ошибки, но они наблюдаются у них недолго, довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией, эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже года. Таким образом, дислексия определяется не по нескольким, часто случайным, ошибкам чтения, а по их совокупности и стойкому характеру.

При дислексиях же нарушения чтения часто носят избирательный характер и представляют собой явное несоответствие с успехами по другим предметам.

Целесообразно определять дислексию следующим образом: дислексия – это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.

По данным различных авторов, распространенность нарушений чтения среди детей с нормальным интеллектом довольно велика.

В европейских странах насчитывается до 10% детей с дислексиями: по данным З.Матейчека – 2-4%, по данным Б.Хальгрена – до 10%, по данным А.Н.Корнева – 4,8%. По данным Р.Бенкер, нарушения чтения наблюдаются у 3% детей начальных классов массовой школы, в речевых школах количество детей с дислексиями достигает 22%.

Среди японских детей, по сведениям К.Макиты, обнаруживается очень небольшое количество дислексий, всего 0,98%.

Дисграфия - частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках, обусловленное несформированностью или нарушением психологических функций, обеспечивающих процесс письма.

Дисграфия у детей - это, в большинстве случаев, частичное нарушение формирования и полноценного использования письма (т. е. затруднение в овладении письмом).

У взрослых - расстройство навыка письма.

Принято выделять АГРАФИЮ - полную неспособность овладения письмом или его полную утрату и ДИСГРАФИЮ, при которой письмо хотя и нарушено, однако как средство общения (хоть и в искаженном виде) оно функционирует.

Степень выраженности дисграфии может быть различной (один вид ошибок или многообразие ошибок).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: