Классификация дислексий

В основе ее лежат различные критерии: проявление, степень выраженности нарушений чтения (Р. Беккер), нарушения деятельности анализаторов, участвующих в акте чтения (О. А. Токарева), нарушение тех или иных психических функций (М. Е. Хватцев,Р. Е. Левина), учет операций процесса чтения (Р. И. Лалаева).

По проявлению выделяют два вида: литеральная, проявляющаяся в неспособности или трудности усвоения букв, и вербальная, которая проявляется в трудностях чтения слов.

Б.Беккер отмечает многообразие видов нарушений чтения. Она считает возможным сгруппировать их в следующие группы: врожденная словесная слепота, дислексия, брадилексия, легастения, врожденная слабость чтения. В основе данной классификации лежит не патогенез дислексий, а степень их проявления.

О.А. Токарева классифицирует нарушения чтения в зависимости от того, какой из анализаторов первично нарушен: слуховой, зрительный, двигательный. В связи с этим выделяют акустическую, оптическую и моторную формы дислексии.

При акустической дислексии отмечается недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие слухового анализа.

При моторной дислексии, по О.А. Токаревой, отмечаются затруднения в движении глаз при чтении. Расстройство координации зрительного, слухового, двигательного анализаторов вызывают различные нарушения чтения: сужение зрительного поля, потере строки или отдельных слов в строке, нарушается речедвигательное воспроизведение (дети не могут координировано воспроизводить нужные артикуляционные движения в процессе чтения при отсутствии параличей и парезов). Отмечается невозможность вспомнить необходимые речевые движения.

М.Е. Хватцев по нарушенным механизмам выделяет фонематическую, оптическую, оптико-пространственную, семантическую и мнестическую дислексию.

Он считает, что у детей наблюдается лишь оптические и фонематические формы дислексий. Другие формы отмечаются при афазии вследствие органических поражений головного мозга.

При фонематической дислалии дети не могут научиться правильно читать в течение 2-4 лет. Они с большим трудом усваивают отдельные буквы и не могут сливать их в слова, слоги. Другие усваивают буквы без особых затруднений, но в процессе чтения слогов и слов делают большое количество ошибок, так как буква для них не является морфемой. Это обусловлено, как считает автор, плохим фонетическим слухом. Представления о звуках речи у этих детей нечеткие, нестойкие, они плохо различают оппозиционные, сходные по звучанию фонемы.

Оптическая дислексия проявляется в том, что буквы не осознаются как обобщенные знаки определенных фонем.

У детей с оптической дислексией наблюдаются нарушения зрительного восприятия и вне речи. Некоторые из них с трудом различают знакомые лица, сходные предметы, плохо рисуют.

При поражении правого полушария наблюдаются трудности при чтении левой части слова (Маша – каша), зеркальное чтение, слово прочитывается справа на лево, отмечаются перестановки букв и слов при чтении.

В классификации М.Е. Хватцева не учитываются все операции процесса чтения. Представленные виды дислексий у детей не охватывают всех случаев нарушений чтения.

С учетом нарушенных операций процесса чтения Р.И. Лалаева выделяет следующие виды дислексий: фонематическую, семантическую, аграматическую, мнестическую, оптическую, тактильную.

Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы, т.е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков.

Семантическая дислексия (механическое действие) проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения.

Разделение слова на слоги в процессе чтения – одна из причин непонимания читаемого. Дети с семантической дислексией затрудняются в выполнении следующих заданий: а) слитно произнести слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных изолированных звуков с короткой паузой между ними (л у ж а); б) воспроизвести слова и предложения, предъявленные по слогам (де-воч-ка со-би-ра-ет цве-ты).

Аграматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. При этой форме дислексии наблюдаются: изменение падежных окончаний и числа существительных; неправильное согласование в роде числе и падеже существительного и прилагательного; изменение числа местоимения; неправильное употребление родовых окончаний местоимений; изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени, а также формы времени и вида

Эта форма чаще всего встречается у детей с системным недоразвитием речи разного патогенеза на синтетической ступени формирования навыка чтения.

Мнестическая дислексия проявляется в трудности усвоения букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3-5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова. Нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и слухо-произносительным образом звука особенно ярко проявляется на этапе овладения звукобуквенными обозначениями.

Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами, так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве. Данная дислексия связана с нерасчлененностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственных представлений, а также с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза. Отмечаются затруднения в определении пространственных соотношений, в их речевом обозначении. В тяжелых случаях нарушена схема тела.

При литеральной оптической дислексии наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы. При вербальной дислексии нарушения проявляются при чтении слова. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение.

Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей. В основе ее лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. У таких детей наблюдаются нарушения схемы тела, временной и пространственной организации, доминантности, задержки и развитии речи.

Читая слово, слепой ребенок с дислексией воспринимает каждую букву изолированно от другой. Отмечается прерывистость, скачкообразность движений пальцев, возвращения назад для более точной расшифровки воспринятого знака (точек), колебания, неловкость, лишние движения. Эти особенности являются следствием трудностей в процессе чтения. В литературе отмечаются попытки систематизировать проявления нарушений чтения.

Так, например, Р.Е.Левина (1946) выделяет следующие основные виды проявлений дислексии: 1) недостаточное усвоение букв, 2) недостаточное слияние букв в слогах, 3) неправильное прочитывание слова, фразы.

Гранжон останавливается на двух видах: недостаточное узнавание букв и неправильное объединение букв в слове.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: