Эта проблема является основной и свидетельствует о том, что любая передовая технология будет полезна только в случае ее грамотного внедрения и использования. На многих предприятиях, потративших огромные средства на приобретение и внедрение ERP-систем, их запуск привел только к отрицательным результатам. Следует сказать, что, по данным зарубежных аналитиков, до 40% проектов внедрения ERP-систем завершаются неудачно. После долгого, болезненного и дорогого внедрения многие предприятия в конце концов приходили к выводу, что практически аналогичных результатов можно было достигнуть и без установки ERP-систем (например, за счет обычной оптимизации бизнес-процессов на базе уже существующих аппаратно-программных средств).
Как показал опыт, средняя стоимость проектов по внедрению ERP- систем, получивших положительную оценку, составляет 7-10 миллионов долларов, а средняя стоимость проекта с отрицательной оценкой - до 90 миллионов.
По исследованиям Gartner Group во многих случаях успешно внедренная система не реализует полностью свои функции из-за неудовлетворительного использования и сопровождения. Причин тому много: недостаточная подготовленность предприятия, плохо обученный персонал, отсутствие политики безопасности, устаревшее сетевое и электротехническое оборудование и т. д. (рис. 2.3).
|
|
Рис. 2.3 Основные причины простоев КИС
Качество исполнения проекта внедрения ERP-системы также не всегда удовлетворяет заказчика. У 58% с положительной оценкой результатов внедрения ERP-системы исполнители проектов завершили их в срок и в рамках бюджета. Аналогичная картина характерна и для 33% респондентов с отрицательным отношением к результатам внедрения ERP-системы.
Существуют и данные Standish Group, что только в 16% случаев полнофункциональное внедрение ERP-систем заканчивается вовремя и в рамках запланированного бюджета. Почти в 30% случаев внедрение прекращается досрочно, в остальных случаях превышаются сроки/бюджет проекта внедрения или же ограничивается предусмотренная в проекте функциональность. В связи со всем вышесказанным, поставщики ERP-систем предпочитают говорить скорее о своем опыте "продуктивных", а не "успешных" внедрений.
2. Сложность эффективной интеграции ERP-систем с приложениями третьих фирм.
В первую очередь, это относится к приложениям электронного бизнеса (e-Business). Если ранее созданные ERP-системы были предназначены для интеграции большой части внутренних бизнес-процессов предприятия (например, управления работой складов, прохождения заказов или проведения платежей), то в настоящее время все большее число пользователей хотят объединить свою внутреннюю систему (Back-Office) с внешней системой (Front-End), через которую осуществляется взаимодействие с клиентами и партнерами.
|
|
Основная причина неудовлетворенности менеджеров — неспособность ERP-систем успешно взаимодействовать с приложениями электронной коммерции. О том, насколько трудно связать ERP-системы с приложениями электронной коммерции, свидетельствуют и результаты исследования AMR Research.
Из 800 опрошенных компаний лишь 15% предоставляют своим клиентам и партнерам возможность проверять состояние заказа непосредственно на Web-сайте, и только от 5 до 10% позволяют им выполнять транзакции. По различным оценкам, в настоящее время существует не так уж много электронных магазинов, в которых налажена полная интеграция с серверными системами. В некоторых онлайновых магазинах заказ, полученный через Internet, до сих пор сначала поступает к сотруднику, который вручную вводит его в ERP-систему.
3. Ограниченные аналитические возможности ERP-систем и недостаточная поддержка процессов принятия решений.
ERP-системы хорошо справляются с получением и хранением данных, когда же дело доходит до анализа и обработки информации, то возможности ERP-систем оказываются весьма ограниченными. Схема данных, используемых для управления ресурсами предприятия, очень сложна. Все корпоративные данные находятся "внутри" ERP-системы, но они остаются "скрытыми", и извлечь их для анализа довольно сложно. Кроме того, ERP-системы недостаточно полно интегрированы с другими приложениями и внешними источниками информации, откуда поступают данные для аналитической обработки [7].
ВЫВОДЫ
В современном понимании ERP-система (англ. Enterprise Resource Planning System — Система планирования ресурсов предприятия) — представляет собой интегрированную информационную систему управления предприятием. Она обеспечивает автоматизацию планирования, учета, контроля и анализа всех бизнес процессов.
В основе ERP-систем лежит принцип создания единого хранилища данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию и обеспечивающего одновременный доступ к ней любого необходимого количества сотрудников предприятия, наделённых соответствующими полномочиями. Изменение данных производится через функции (функциональные возможности) системы.
ERP-система состоит из набора различных программных модулей, обеспечивающих поддержку автоматизации предметных областей деятельности. Каждый модуль ERP-системы ориентирован на решение определенной группы задач: планирование производства, управление закупками, контроль запасов, управление персоналом, маркетинг, управление сбытом и пр. Современные ERP-системы могут быть внедрены практически на любом предприятии, любой сферы деятельности и любого масштаба [6].
ERP-система состоит из следующих элементов:
· модель управления информационными потоками (ИП) на предприятии;
· аппаратно-техническая база и средства коммуникаций;
· СУБД, системное и обеспечивающее ПО;
· набор программных продуктов, автоматизирующих управление ИП;
· регламент использования и развития программных продуктов;
· IT-департамент и обеспечивающие службы;
· собственно пользователи программных продуктов.
Классические ERP-системы относятся к категории «тяжёлых» программных продуктов, требующих достаточно длительной настройки, для того чтобы начать ими пользоваться. Выбор ERP-системы, приобретение и внедрение, как правило, требуют тщательного планирования в рамках длительного проекта с участием партнёрской компании — поставщика или консультанта. Поскольку ERP-системы строятся по модульному принципу, заказчик часто (по крайней мере, на ранней стадии таких проектов) приобретает не полный спектр модулей, а ограниченный их комплект. В ходе внедрения проектная команда, как правило, в течение нескольких месяцев осуществляет настройку поставляемых модулей [9].
|
|
Применение ERP-системы позволяет использовать одну интегрированную программу вместо нескольких разрозненных. Единая система может управлять обработкой, логистикой, дистрибуцией, запасами, доставкой, выставлением счетов-фактур и бухгалтерским учётом. Реализуемая в ERP-системах система разграничения доступа к информации предназначена (в комплексе с другими мерами информационной безопасности предприятия) для противодействия как внешним угрозам (например, промышленному шпионажу), так и внутренним (например, хищениям). Внедряемые в связке с CRM-системой и системой контроля качества, ERP-системы нацелены на максимальное удовлетворение потребностей компаний в средствах управления бизнесом.
Основные сложности на этапе внедрения ERP- систем возникают по следующим причинам:
· недоверие владельцев компаний высокотехнологичным решениям, в итоге — слабая поддержка проекта с их стороны, что делает осуществление проекта труднореализуемым;
· cопротивление департаментов в предоставлении конфиденциальной информации уменьшает эффективность системы. Множество проблем, связанных с функционированием ERP, возникают из-за недостаточного инвестирования в обучение персонала, а также в связи с недоработанностью политики занесения и поддержки актуальности данных в ERP [6].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бунтова, О.Г. Введение в ERP–системы [Текст]: учебное пособие / О.Г. Бунтова. – Екатеринбург, 2007. – 258 с.
2. Возможности ERP-системы [Электрон ресурс]. – Режим доступа: https://khpiiip.mipk.kharkiv.edu/library/itob/itoba2.html. – загл. с экрана.
3. Дадали, А. Системы ERP [Текст] / А. Дадали // КомпьютерПресс. – М., 2001. – № 10. – С. 47-56
4. Информационные системы менеджмента [Электрон ресурс]. – Режим доступа: https://e-educ.ru/ism5.html. – загл. с экрана.
5. Понятие ERP-система [Электрон ресурс]. – Режим доступа: https://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/erp-sistema.html. – загл. с экрана.
6. Развитие ERP-систем [Электрон ресурс]. – Режим доступа: https://www.kpms.ru/ERP_system.htm. – загл. с экрана.
|
|
7. Системы ERP и управление возможностями бизнеса [Электрон ресурс]. – Режим доступа: https://www.bourabai.kz/is/erp.htm. – загл. с экрана.
8. Управление проектами, включая планирование этапов и ресурсов, необходимых для их реализации. ERP и управление возможностями бизнеса [Электрон ресурс]. – Режим доступа: https://www.bourabai.kz/is/erp.htm. – загл. с экрана.
9. Функции ERP систем [Электрон ресурс]. – Режим доступа: https://ab-solut.net/ru/erp. – загл. с экрана.
10. Что такое ERP–система и ее функции планирования на предприятии [Электрон ресурс]. – Режим доступа: https://we-it.net/index.php/planirovanie-resursov-predpriyatiya-erp/171-chto-takoe-erp-sistema-i-ee-funktsii-planirovaniya-na-predpriyatii. – загл. с экрана.