Комплектование групп и подгрупп

Как показывает многолетняя практика, максимальное количество детей, с которыми логопед может провести тщательную и полно­ценную коррекционную работу, не должно превышать 40 человек (5 групп по 8 человек). Увеличение количества учеников влечет за собой ухудшение качества коррекционной работы и, следовательно, снижение ее результативности.

Минимальное количество учеников, зачисленных на логопункт, может быть 30 человек (5 групп по 6 человек).

Из числа учеников, зачисленных на логопедический пункт, логопед комплектует следующие группы:

· с общим недоразвитием речи или элементами общего недоразвития речи (учащиеся 1-х классов);

· с фонетико-фонематическим или фонематическим нарушением речи (учащиеся 1-х классов);

· с нарушением письма, обусловленным несформированностью фонематических процессов (учащиеся 2-х классов);

· с нарушением письма, обусловленным несформированностью фонематических процессов, общим недоразвитием речи или элементами общего недоразвития речи (учащиеся 2—3-х классов).

В группы с общим недоразвитием речи зачисляются учащиеся 1-х классов, у которых не сформированы или нарушены лексико-грамматическая, фонетико-фонематическая или фонематическая стороны речи и связная речь.

Группы с нарушением письма, обусловленным несформированностью фонематических процессов, комплектуются из числа учеников, занимавшихся на логопункте в прошедшем учебном году и оставленных дли продолжения коррекционной работы, а также из числа учеников 2-х классов, имеющих указанное нарушение речи и не зачисленных на логопункт в предыдущем оду.

При необходимости логопед комплектует смешанные группы из учеников 2-3-х классов, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные тем или иным дефектом речи.

Как показывает практика, не следует объединять дну группу учеников 1-х (IV) и 1-х (III) классов, поскольку кроме разницы в речевом развитии они отличаются психологическими и физиологическими особенностями, а также объемом знаний, получаемых в течение учебного года в классе.

На протяжении учебного года на логопедическом пункте занимаются 5-6 групп. Количество учеников в группе – 6-8 чело­век. Групповая форма коррекционной работы является доминирующей.

Подавляющее большинство зачисленных на логопункт должны; составлять ученики 1-х классов. Необходимо стремиться к тому,чтобы все ученики 1-х классов, имеющие нарушения речи, которые мешают успешному усвоению школьной программы, были приняты, на логопедический пункт. Если логопеду удастся достичь этого, то количество детей-дисграфиков во 2-х и 3-х классах значительно сократится.

Основное внимание логопеда, работающего на школьном логопункте, направлено на предупреждение нарушения письма и коррекцию письменной речи учащихся. Но среди учеников, зачисленных на логопункт в группы с общим Недоразвитием речи и нарушением письма, встречаются дети, имеющие фонетические нарушения. Изтаких детей логопед дополнительно комплектует подгруппы для работы по коррекции звукопроизношения. Количество учеников в подгруппах может быть от 2 до 5 человек.

В подгруппы логопед может объединять учеников одного или разных возрастов, имеющих одинаковые нарушения звукопроизношения, например, подгруппа по коррекции свистящих, подгруппа по коррекции соноров и т. д. При необходимости логопед может в течение учебного года переводить детей из одной подгруппы в другую. Работа с подгруппами по коррекции звукопроизношения проводится параллельно с групповыми занятиями.

Работа, по коррекции звукопроизношения может проводиться индивидуально. Индивидуальную работу логопед ведет с теми учениками, которые посещают групповые занятия на логопункте и страдают дислалией, ринолалией и дизартрией.

С учениками, которые имеют нарушения произношения отдельных звуков (например, р горловое, одноударное, с, з межзубные и т. п.), не отягощенные фонематическими нарушениями, логопед может заниматься по своему усмотрению при наличии свободных

Организация пространства. Логопедический класс должен изобиловать комнатными растениями. Не рекомендуется вешать на стены картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание учеников во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: