Принцип комплексности

Внастоящее время дислексия преимущественно распивается как языковое расстройство, т.е. как нарушена обусловленное в большинстве случаев недоразвитием языковых обобщений. Механизмы, вызывающие возникновение дислексии, одновременно обусловливают нарушения устной речи и нарушения письма (дисграфии). Таким образом, дислексия не является чаще всего изолированным нарушением. В связи с этим при устранении дислексий логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо).

Патогенетический принцип (принцип учета патогенеза т.е. механизма нарушения)

Во многих случаях одинаковые по симптоматике нарушения процесса чтения имеют в своей основе различные механизмы. Так, замены звуков наблюдаются при фонетической, оптической, мнестической, тактильной дислексиях. Замены звуков при оптической дислексии связана с недоразвитием зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, с нечеткостью зрительных зов букв. При фонематической дислексии механизмом, обусловливающим замены букв, является нарушение слуховой дифференциации звуков речи, т.е. фонематического: восприятия. Замены звуков при чтении могут происходи из-за слабости мнестических процессов. В основе зам букв при тактильной дислексии лежит нечеткость тактильных представлений.

В каждом из этих случаев методика логопедическую работы по дифференциации букв различна, так как направлена на преодоление основного механизма нарушения.

При оптической дислексии задача коррекционной работы – развитие зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений; при фонематической дислексии развитие фонематического восприятия, т.е. слуховой дифференциации звуков речи. И, наконец, при мнестической дислексии главное внимание в логопедической работе является закреплению связей между звуком и буквой.

Таким образом, в процессе логопедической работа по коррекции определенного вида дислексии основной задачей логопедического воздействия является коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения.




double arrow
Сейчас читают про: