Работа проводится в следующих направлениях:
1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины зрительного гнозиса
2. Расширение объема и уточнение зрительной памяти
3. Формирование пространственных представлений.
4. Развитие зрительного гнозиса.
С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания: назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга.
В процессе развития зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв. Например: найти букву среди ряда других букв, соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом и т.д.
При устранении оптической дислексии и дисграфии проводится работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине. Логопед выставляет фигуры (круг, овал, треугольник), различные по цвету и величине, предлагая детям подобрать фигуру одного цвета, величины, формы.
Можно предложить задания на соотнесение формы и цвета фигур и реальных предметов (круг-арбуз, овал-дыня).
|
|
Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ:
1. Игра «чего не стало?». На столе раскладываются 5-6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем убирается одна из них. Дети называют чего не стало.
2. Дети запоминают 4-6 картинок, затем отбирают их среди других 8-10 картинок.
3. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3-5), а затем выбрать их среди других.
4. Игра «что изменилось?». Логопед раскладывает 4-6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.
5. Разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.
При устранении оптической дислексии и дисграфии необходимо уделить внимание работе по формированию пространственных представлений и речевому обозначению пространственных отношений.
В процессе работы формированию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру оптико-пространственного гнозиса и праксиса, состояние этих функций у детей с дислексией и дисграфией.
Пространственные ориентировки включают в себя два вида: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве. Ориентировка детей в окружающем пространстве развивается также в определенной последовательности:
1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку.
|
|
2. Определение пространственных соотношений предметов, находящихся с боку: «Покажи какой предмет находится справа от тебя, слева», «Положи книгу справа, слева от себя».
3. Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями.
Предлагается взять правой рукой книгу и положить ее у правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить ее у левой руки и ответить на вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?».
В дальнейшем выполняются задания по инструкции логопеда: положить карандаш справа от тетради, ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради.
Затем даются 3 предмета и предлагаются задания: «Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа ручку».
При устранении оптической дислексии и дисграфии параллельно с развитием пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза проводится и работа над речевыми обозначениями этих отношений: над пониманием и употреблением предложных конструкций, наречий.
Большое место при устранении оптической дислексии и дисграфии отводят работе над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв.
Для лучшего усвоения их соотносят с какими-либо сходными предметами изображениями: О с обручем, З со змеей, Ж с жуком, П с перекладиной, У с ушами. Используются различные загадки о буквах, ощупывание рельефных букв и узнавание их, конструирование из элементов, реконструирование, срисовывание.
Различение смешиваемых букв проводится в следующей последовательности: дифференциация изолированных букв, букв в слогах, словах, в предложениях, в тексте.
Таким образом, устранение оптической дислексии и дисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.
ЛитературА
1. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у детей — М., 1983.
2. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М., 1961.
3. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной.— М., 1968.
4. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М., 1983.
5. Спирова Л. Ф. Недостатки чтения и пути их преодоления // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. — М., 1965.
6. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков, Под ред. С. С. Ляпидевского. — М., 1969.
7. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. — М., 1997. — Ч. II. — С. 283—511.
ТЕСТ
1. Дисграфия – это …
А. частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках
Б. отсутствие процесса письма
В. частичное расстройство процесса чтения, проявляющееся в специфических и стойких ошибках
2. Укажите виды дисграфии.
А. мнестическая
Б. аграмматическая
В. оптическая
3. Аграмматическая дислексия связана
А. недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений.
Б. недоразвитием ВПФ, осуществляющих процесс письма в норме.
В. недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений.
4. Укажите специфические дисграфические ошибки:
А. орфографические
Б. графические
В. нарушение слоговой структуры слова
5. Нарушение процесса чтения отмечается в:
А. раннем возрасте
Б. дошкольном возрасте
В. школьном возрасте
ОТВЕТЫ: 1 – а; 2 – б, в; 3 – в; 4 – а, б, в; 5 – В.