Введение

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М.В.Саркисян

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНЫХ

КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Москва

Рецензенты:

Каменец А.В., доктор культурологии, профессор.

Пушкарева Т.В., кандидат философских наук, доцент.

Саркисян, М.В. Учебно-методическое пособие по подготовке выпускных квалификационных работ [Текст]: / М.В.Саркисян. —

Учебно-методическое пособие соответствует ФГОС ВПО третьего поколения направления подготовки 51.03.01 «Культурология» высшего профессионального образования для подготовки бакалавров и включает анализ вопросов, касающихся специфики и структуры выпускной квалификационной работы, специфики выбора (формулировки) ее темы, принципов работы с источниками, построения и технического оформления текста.

Учебно-методическое пособие адресовано студентам выпускных курсов специальности «Культурология» факультета искусств и социокультурной деятельности очной и заочной форм обучения.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………… 4

Часть 1. Тема, источники и текст

выпускной квалификационной работы (общие замечания)………………..6

Часть 2. Структура и содержание

выпускной квалификационной работы……………………………………..17

Часть 3. Примерные темы и планы

выпускных квалификационных работ культурологической тематики…...25

Часть 4. Технические требования к оформлению

выпускной квалификационной работы……………………………………..33

Часть 5. Шаблон для составления Введения

выпускной квалификационной работы……………………………………..37

Приложение 1. Автореферат диссертации на соискание кандидата культурологии (фрагмент)…………………………………………….……..40

Приложение 2. Образец оформления титульного листа

выпускной квалификационной работы……………………………………..44

Приложение 3. Образец составления и оформления плана (оглавления) филологической выпускной квалификационной работы………………….45

с «культурологическим уклоном»

Приложение 4. Национальный стандарт Российской Федерации «Библиографическая ссылка» (фрагменты)……………….………………..47

Список использованной литературы……………………………….….… 62

Введение

Написание выпускной квалификационной работы (диплома) –заключительный этап обучения, предполагающий наличие у студента навыков творческой самостоятельной работы в профессиональной области, систематизация и обобщение теоретических знаний и практических навыков выпускников.

Однако создание выпускной квалификационной работы по специальности «культурология» часто сопряжено с немалыми трудностями для студента-выпускника. Во-первых, это связано с теми проблемами, которые связаны с культурологией как наукой в пространстве отечественного гуманитарного знания. Они в целом сводятся к следующему: максимальная неопределенность предмета и объекта, отсутствие собственной оригинальной методологии, произвольный характер терминологии, эклектизм и механическая синкретичность содержания и т.д. Отечественная культурология в настоящее время вынуждена лавировать между конкретно-прикладным и абстрактно-теоретическим знанием, она понимается и как междисциплинарная, вспомогательная наука, и наоборот – как глобальная трансдисциплинарная, «наднаучная» гуманитарная парадигма. Все это не может не сказаться и на ее бытовании в качестве учебной дисциплины – к сожалению, преподавание культурологии зачастую оборачивается дискретностью, бессистемностью и синкретичностью в изложении материала, и, как следствие - отсутствием у студентов понимания сущности и специфики культурологического подхода к феноменам и явлениям социокультурной действительности, как в историческом, так и в актуальном (современном) аспектах.

Кроме того, следует отметить, что в связи с радикальной трансформацией системы высшего образования в России в программах и учебных планах для бакалавриата, зачастую попросту отсутствуют такие необходимые «промежуточные» формы самостоятельной деятельности, как курсовые работы. В результате у студентов не формируются необходимые навыки научно-методологической деятельности, что не может не сказаться на качестве выпускных квалификационных работ. Все вышесказанное диктует необходимость создания соответствующих учебно-методических пособий, учитывающих сложность и специфику современного состояния культурологи как науки и как учебной дисциплины.

Цель настоящего учебно-методического пособия – закрепление у студентов-выпускников навыков самостоятельной практической научно-исследовательской деятельности в области культурологии для создания актуальной, оригинальной, теоретически и практически значимой выпускной квалификационной работы по специальности «культурология».

Задачи настоящего учебно-методического пособия:

1. Формирование представления об общих принципах, а также структуре научно-исследовательской работы культурологического профиля.

2. Анализ потенциальных проблем (ошибок), связанных с созданием студентами-выпускниками текста выпускной квалификационной работы по специальности «культурология», а также способов их решения.

3. Формирование необходимых представлений опрактической методике поиска научной информации, непосредственном построении текста научной работы, а также о технических требованиях, предъявляемых к его оформлению.

Настоящее учебно-методическое пособие направлено на формирование следующих компетенций: владение культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализироватьсоциально-значимые проблемы и процессы (ОК-9); использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10); способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества; осознание опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдение основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11); владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12); способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике; (ПК-1); способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владение методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2); способность применять на практике приемы составления научных отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-3); готовность к проектной работе в разных сферах социокультурной деятельности, участию в разработке инновационными проектами (ПК-8); способность разрабатывать проекты с учетом конкретных технологических, эстетических, экономических параметров; готов использовать современные информационные технологии при разработке новых культурных продуктов (ПК-9); способность применять современные информационные технологии для формирования баз данных в своей предметной области (ПК-14); готовность к реализации направлений государственной культурной политики, связанной с сохранением и освоением художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия (ПК-15); способность к реализации социально-культурных программ в системе массовых коммуникаций (ПК-16); способность к осуществлению художественно-творческих планов и программ в социокультурной сфере (ПК-17); готовность к участию в реализации форм культурно-досуговой деятельности (ПК-18).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: