Часть 1. Тема, источники и текст выпускной квалификационной работы

(общие замечания)

1.1. Выбор темы (дипломной) работы диктуется, прежде всего, личными предпочтениями студентов, которые, в свою очередь, определяются собственным искренним интересом к тем или иным культурным феноменам, процессам, а также к их социальному контексту, историческим аспектам бытования и т.д.. Кроме того, следует принимать во внимание и уже имеющиеся у студента научные наработки по той или иной проблематике; так, качественно выполненная курсовая работа вполне может послужить основой для написания в дальнейшем выпускного квалификационного исследования.

1.1.1. Тема выпускной квалификационной (дипломной) работы ни в коем случае не должна быть «глобальной» (т.е.излишне широкой):

«Первый импульс у любого студента — написать такой диплом, где говорилось бы сразу о многом. Если студент интересуется литературой, первый импульс у него — написать диплом «Литература Нового времени». Если уж не сузить нельзя, так и быть, он согласен на «Литературу Италии послевоенного периода». Такой подход губителен. Эти масштабы устрашают и матерых ученых. Для двадцатилетнего молодого человека подобный подвиг нереален. Молодой человек либо составит банальный список имен и прибавит подборку обиходных цитат, или выдаст нечто новаторское и будет заклеймен за преступные пробелы.

Вот почему крайне желательно, чтобы студенты вместо «Литературы Италии послевоенного периода» брались за нечто гораздо более узкое. Могу сразу сказать, что, по-моему, является идеалом. Даже не «Рассказы А.Моравиа», а «Сравнение нескольких редакций «Римских рассказов»». Скучно? Поскучайте... Лично мне такая задача кажется поазартнее остальных. К тому же если вникнуть, такой выбор — это довольно хитрый поступок. Делая обзор за сорок лет, студент подставляется для любых нападок. Как удержаться оппонентам или даже простым обыкновенным членам совета, как не показать, что они знают такие имена, которые студентом, к сожалению, упущены? Каждый из членов, полиставши в четырех местах, выловит три упущенные персоналии, и вот уже наш студент кругом раскритикован, как будто в его дипломе одни ошибки, ничего хорошего.

Если же дипломник, совсем наоборот, серьезно проработал узкую тему, он вынесет на комиссию материал, этой комиссии почти неизвестный. И учтите, что я не предлагаю вам дешевый трюк. Это трюк, но не дешевый, ради него стоит потрудиться. Да, защищающийся заранее ставит себя в выигрышное положение. Он заведомо будет знать вопрос глубже, чем его слушатели».[1]

1.1.2. Кроме того, не следует выбирать для исследования тему, заведомо «неподъмную» для бакалавра, т.е. излишне сложную:

«Как-то, помню, явился ко мне студент, и он желал выбрать тему «Символ в современном мышлении». Я не смог бы этим руководить. Прежде всего, я не знаю, что такое символ. Термин «символ» меняет свое значение в зависимости от контекста. Бывает, что два разных автора обозначают этим словом два противоположных понятия. Задумайтесь только: в формальной логике и в математике символами именуются выражения, не имеющие значения, а имеющие определенное место и точную функцию в неких формализованных расчетах (как а и b или х и у в алгебраических формулах). Другие же ученые применяют термин «символ» к формам, содержащим двусмысленные значения, к примеру: деревья, повторяющиеся в снах, символизируют половой орган, желание вырасти и многие другие вещи. Как же писать диплом с подобным названием! Проанализировать все известные представления о символе в современной культуре, соотнести все сходства и различия, понять, есть ли под ми различиями общая платформа, присущая любым авторам и любым теориям, и не возникает ли из-за этих различий полная несовместимость идей...

Подобный труд еще ни одному современному философу, лингвисту или психоаналитику не бывал по плечу. Как браться за него желторотому студенту, который, каким бы ни был развитым, все же имеет в своем активе не более шести-семи лет взрослых чтений?».[2]

1.1.3. Любая тема должна касаться локальной, т.е. весьма и весьма узкой и конкретной научной проблемы:

«С тем студентом у меня вышел долгий разговор. Я предложил делать диплом о символе у Фрейда и Юнга, не беря, кроме них, никого, проводя сравнение только между этой парой. Но «Концепция символа у Пирса, Фрая и Юнга». Целью работы ставилось сравнение значений термина у трех вышеприведенных авторов: философа, критика и психолога. Требовалось доказать, что сплошь и рядом, когда судят об одном из этих трех, возникает путаница, потому что каждому приписываются смыслы, которые свойственны вовсе не ему, а другому ученому. Затем в заключении, на правах гипотезы, студент получал возможность развить концепцию: в чем же перекликаются смыслы их омонимических терминов, — и тут-то находилось место разговору о прочих авторах, которые дипломнику известны, но на которых, в силу ограниченной области исследования, он не мог и не хотел останавливаться специально

При такой постановке темы не может возникать упреков, что не принят во внимание мыслитель К: сказано же, что диплом посвящается X, Y и Z. Тексты автора J процитированы только по переводам? Ну и что, этот J в любом случае второстепенен, он приводится только в качестве фона для общих выводов, а подробно и в оригинале рассматриваются именно те три автора, которые значатся в заглавии. Вот каким путем обзорная тема, не съеживаясь до монографической, может быть ограничена и приобрести нормальный, вполне приемлемый объем».[3]

1.1.4. Логика выбора темы с точки зрения объема и сложности в общих чертах должна быть такова – определив в максимально широком смысле объект своего исследователя, необходимо затем в максимальной же степени его «сузить», причем сделать это необходимо не только в «концептуальном», но и в локальном (географическом), и в хронологическом смыслах. Сделать это можно, введя непосредственно в название работы конкретные географические и (или) хронологические рамки, или каким-либо другим способом:

«…Тема «Мир навыворот в средневековой литературе» …охватывает множество персоналий, но только в одном разрезе. Нас интересует у этих авторов лишь одна идея, разрабатываемая ими на материале примеров, парадоксов или басен: идея, что рыбы летают по небу, птицы плавают под водой, и так далее. Из этого может получиться хорошая монография. Но чтоб она получилась хорошей, должны быть рассмотрены все авторы, у которых встречаются эти мотивы, в особенности авторы второстепенные, никому не известные; а при такой разработке тема разовьется из просто монографической в обзорно-монографическую, труднейшую, требующую огромной начитанности. Берясь за нечто подобное, лучше будет обузить спектр, ну к примеру, до пределов «Мир навыворот у каролингских поэтов». Теперь тема ограничена, и понятно, без чего не обойтись, а чем можно пренебречь

…Итак, запомним основное правило: чем конкретнее тема, тем лучше работается и тем достижимей успех».[4]

1.1.5. Тематику едва ли не всех научных работ гуманитарной и не гуманитарной направленности можно условно разделить на два больших направления: это «абстрактно-теоретические» («философские») работы и работы «исторические». Разницу между этими двумя направлениями хорошо иллюстрирует следующий пример:

«… Диплом по истории математики, по истории романских языков или по истории немецкой литературы может быть только историческим. А по таким специальностям, как композиция в архитектуре, физика ядерных реакторов или сравнительная анатомия, обычно защищаются теоретические или экспериментальные работы. Но существуют специальности, — скажем, теоретическая философия, социология, культурная антропология, эстетика, философия права, педагогика и международное право, — где возможны работы и теоретического и исторического содержания.

Теоретический диплом — это сочинение, где предлагается рассмотреть отвлеченную проблему, уже когда-то выступавшую или еще никогда не выступавшую предметом обсуждения: природа человеческой воли, понятие свободы, понятие социальной роли, существование Бога, генетический код. Подобный список не может не вызвать смех; такой подход Грамши называл «коротенько о Вселенной.. И все же знаменитые мыслители до сих пор предаются подобным умствованиям. Правда, за редкими исключениями, они им предаются в финале двадцати-тридцатилетних исследований».[5]

Культурология как наука, как известно, также условно может быть поделена на два блока – «теория культуры» и «история культуры». В этом смысле автору выпускной квалификационной работы необходимо иметь в виду следующее: в раздел «теория культуры» по определению входят те абстрактно-теоретические проблемы, для решения которых культурология когда-то появилась на свет, подобно тому, как появилась на свет философия для решения вопросов философских, или, как их еще называют, «вечных» вопросов (к таковым относятся вопросы о смысле бытия, о сущности и назначении человека и т.д.). К «вечным» вопросам в русле культурологии принято относить вопросы о том, что есть культура, какова ее сущность и смысл, как объяснить все многообразие культурных феноменов и т.д. Однако следует помнить - в настоящий момент ни отечественная, ни зарубежная гуманитарная наука не в состоянии даже приблизительно ответить на вышеуказанные вопросы; в обозримом будущем появление такого ответа также не предвидится. Более того – исследователи, принадлежащие к «культурно-антропологическим» направлениям в мировой науке, в настоящее время почти повсеместно отходят от попыток решения подобных абстрактно-теоретических проблем. Поэтому автору выпускной квалификационной работы нецелесообразно избирать темы с уклоном в чисто теоретическую составляющую; напротив, практически любое современное культурологическое исследование так или иначе подразумевает «историческое» содержание. Даже в случае, если в названии работы будет присутствовать абстрактная формулировка (например, «понятие «культура»…), содержание самой работы может быть построено на историческом материале и историко-генетическом или историко-типологическом методе, например: «Понятие «культура» в текстах греческих и римских мыслителей: сравнительный анализ» и т.п.

1.1.6. Выбор между темой, посвященной ислледованию современных культурных феноменов и темой, посвященной исследованию культурных феноменов прошедших эпох, кроме авторских предпочтений, должен, прежде всего, диктоваться доступностью источников. Эта проблема существует в двух аспектах – во-первых, речь идет о наличии по исследуемой проблеме каких-либо исследований вообще, и (или) о наличии таковых исследований на иностранных языках:

«Запомните, что современный предмет всегда труднее классического. Конечно, список литературы по нему, как правило, короче; большинство текстов под рукой; и первый этап изучения может проходить не в тиши библиотек, а на пляже в обнимку с романом. Но вот диплом-то... либо вы собираетесь предаться болтологии, повторяя то, что сказано газетными критиками, и тогда наш разговор окончен (имейте, впрочем, в виду, что и по петраркистам можно предаваться болтологии) либо вам желательно сказать новое слово, и тут оказывается, что для старых авторов выработались устойчивые интерпретационные схемы, от которых вы можете отталкиваться, а вот о современных авторах суждения критиков пока еще смутны, они не устоялись, ваш собственный критический взгляд размыт ввиду отсутствия перспективы, и делать выводы — мучительнейшее дело. Безусловно, старинный автор читается помедленнее. Библиография по нему будет подлиннее. Но зато она уже кем-то подобрана, можно воспользоваться готовыми списками работ.

…Нельзя брать тему, важнейшие работы по которой написаны на недоступном для вас языке. …Cамое разумное решение — выбирайте темы специфически отечественного покроя, так чтобы с отсылками к иноязычным текстам можно было управляться посредством чтения переводов или вообще без этих отсылок обходиться».[6]

Вышесказанное особенно актуально для отечественной культурологии – к сожалению, колоссальное количество тех культурных явлений и процессов, которые давно уже стали объектом пристального внимания западных культурных антропологов, в нашей культурологии либо не рассматриваются вообще, либо маркируются подчеркнуто негативно, что придает всему исследованию заведомо ненаучный, маргинальный оттенок (особенно хорошо это заметно, когда речь идет о феноменах современной массовой культуры и т.д.).

1.1.7. Кроме того, описываемый момент касается не только доступности научных текстов, но и доступности самих культурных артефактов, которые автор выпускной квалификационной работы собирается сделать предметом своего исследования:

«Кто берется за рукописи Джойса, должен учитывать, что хранятся они в университете Буффало, и должен продумать, удастся ли ему до этого самого Буффало доехать. С энтузиазмом хватаясь за исследование на основе документов из некоего семейного архива, хранящегося в частном имении около вашего города, убедитесь, что семья, владеющая архивом, не обладает сволочным характером и не объявила, что к бумагам подпускает только мировых знаменитостей... Пусть в монастыре в двух шагах от вашего дома и лежит куча средневековых рукописей, но что толку, если вы не изучали палеографию? Как вы эти рукописи прочтете?

Да и без подобных сложностей, вот, скажем, беретесь вы за нормального автора, но, не имея его текстов на языке оригинала, не зная, где их достать, вы сможете только мотаться из библиотеки в библиотеку, из города в город. Может, вы собираетесь выписать микрофильмы всех сочинений вашего героя? Удостоверьтесь сначала, что имеете доступ к аппарату для чтения микрофильмов. И, кстати, если у вас неважное зрение или частые коньюнктивиты, сторонитесь этого нервного рода занятий. Не стоит, даже будучи страстным кинолюбителем, браться за фильмы второстепенного режиссера немого кино, чтоб потом обнаружить, что его ленты лежат только в киноархиве Вашингтона, а дубликатов они делать не хотят».[7]

«Книжный» (текстовый) характер культурологического знания, а также почти повсеместная доступность в настоящее время сети Интернет и всех находящихся там документов в какой-то степени снимают эту проблему. Однако совсем сбрасывать ее со счетов не стоит – значительная часть научных источников во всемирной сети отсутствует в открытом доступе; использование же торрент-трекеров и тому подобных ресурсов неминуемо связано с нарушением авторских прав.

1.2. Предполагается, что выпускная квалификационная работа (дипломный проект) подразумевает некоторые минимальные навыки научной работы – и самое главное – установку на активную самостоятельную исследовательскую деятельность. Реплики типа «… я всю жизнь мечтал(а) об этой теме – кстати, посоветуйте мне список литературы …», обращенные к научному руководителю, заставляют сразу же усомниться и в первом, и во втором. Следует подчеркнуть – процесс создания дипломного проекта начинается с самостоятельной работы, в которую по определению входит и поиск источников с использованием соответствующих библиотечных каталогов, в сети Интернет и т.п.; научный руководитель только корректирует и дополняет получившийся список в зависимости от того, какое направление принимает само исследование. Кроме того - никаких готовых списков литературы к тому количеству тем, которые предлагаются кафедрой у научного руководителя по определению нет и быть не может. Единственное, что может подсказать в данном случае научный руководитель – названия тех научных трудов (монографии и проч.), которые считаются «классическими» в русле обсуждений того или иного конкретного научного вопроса (темы), и без использования которых невозможно никакое новое исследование на эту тему.

1.3. Тема работы – как и ее содержание - должны носить не реферативно - описательный, а проблемно-полемический характер, содержать различные точки зрения, понимания и трактовки (в том числе и собственные) изучаемой проблемы. Студент должен продемонстрировать умение самостоятельно ставить задачу, выбирать методы ее решения и давать индивидуальную интерпретацию результатов проведенных исследований.

1.4. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.):

«…Можно попытаться как-то обходить личные местоимения и использовать безличные конструкции, то есть: «можно сделать вывод», «представляется доказанным», «в данном случае следует сказать», «невозможно согласиться еще и потому что», «анализ этого текста дает...» и так далее. Не надо писать «статья, которую я только что процитировал» или «статья, которую мы только что процитировали», если можно написать «только что процитированная статья». …Вполне допустимы фразы типа «только что процитированная статья убеждает нас, что....».[8]

1.5. В библиографию научной работы нельзя включать:

- литературу для детей (за исключением тех случаев, когда она является предметом данного исследования);

- учебники;

- готовые словарные статьи.

1.6. В случае необходимости перед началом работы с научным руководителем обсуждается план исследования, т.е. формулировки названий глав и параграфов, а также их примерное содержание. Для проверки перед защитой работа высылается научному руководителю на электронную почту одномоментно и целиком (пусть даже в предварительном варианте), а не кусками в виде «6 параграфа 3 главы» на протяжении нескольких месяцев. Кроме того – работа, высылаемая научному руководителю, обязательно должна иметь все перечисленные в настоящих указаниях разделы и атрибуты, включая титульный лист с названием, введение и т.д.

1.7. Темы квалификационных работ, предлагаемые кафедрой, носят рекомендательный характер, то есть могут быть в случае необходимости частичноскорректированы. Кроме того, оригинальная тема работы, отсутствующая в кафедральном списке, может быть предложена самим студентом или сформулирована в ходе совместного обсуждения с научным руководителем: «Будущий дипломник или выбирает себе тему сам, или идет за нею к профессору. Профессор, предлагая студенту тему, руководствуется одним из двух критериев: либо он берет нечто из собственного репертуара, что ему хорошо известно и позволит руководить дипломом без усилий, либо выбирает нечто такое, что они оба знают недостаточно и что хотели бы изучить лучше».[9]

Вместе с тем следует обратить особое внимание на то, что любая корректировка тем из списка, предлагаемого кафедрой, равно как и предложение студентом своей собственной темы должны быть обязательно согласовано с научным руководителем, который ставит об этом в известность заведующего кафедрой, кроме того, и то и другое делается заранее, а не за две недели до защиты работы.

1.8. Общий алгоритм поиска источников для выпускной квалификационной работы выглядит следующим образом: сначала тему работы разбивают на логически связанные части и ищут эти части в систематических каталогах библиотеки:

«…Желая приступить к работе о периоде распада Западной Римской империи, в систематическом каталоге нужно уметь поворачиваться. Разумеется, в нем нет разделителя «Период распада Западной Римской империи». Надо искать, понятное дело, на «Рим» и «Римская империя», а кроме того, на «История (Рим)». Если хоть какое-то предварительное понятие у вас имеется, хотя бы на уровне общеобразовательной школы, вы заглянете и в разделы «Варвары», «Римско-варварские государства», а также в «Ромул Августул», «Орест», «Одоакр»».[10]

Кроме того, логически связанные части названия работы можно искать в энциклопедических словарях, ориентируясь на тех авторов, которые указаны под соответствующей словарной статьей. Затем работы этих авторов можно найти в алфавитном каталоге библиотеки.

По тем или иным научным проблемам списки литературы часто можно отыскать и в готовом виде – они существуют в виде т.н. библиографических указателей:

«По некоторым специальностям существуют базовые справочники, где содержится вся первостепенная литература. По другим областям знания выходят периодические библиографические бюллетени или даже научные журналы, содержащие список библиографии. Есть и информационные выпуски, снабженные библиографическим приложением (все новейшие публикации, сгруппированные по тематике). Обращение к библиографическим указателям, непременно в их последних дополненных изданиях, это необходимый этап составления списка литературы по теме диплома».[11]

Для поиска научных и др. источников для исследования, кроме использования соответствующих словарей, библиотечных каталогов и библиографических указателей, весьма целесообразно применять стандартные поисковые интернет-браузеры; при этом тему работы можно ввести в поисковую строку целиком, при отсутствии достаточного количества найденных источников и литературы тему можно разделить по смыслу и вводить в поисковую строку получившиеся части, как и в случае с каталогами библиотек. Само собой разумеется, что библиографию для выпускной квалификационной работы можно подчерпнуть не только из монографий и т.д., но и из разнообразных научных статей в Сети:

«Если отыщете статью по вашей теме, с большой хорошей библиографией, саму статью вы просмотрите по диагонали (еще успеете вернуться), а вот библиографию перепишете всю. Переписывая, вы уже в состоянии понять, и из диагонально прочитанной статьи, и из кратких комментариев, сопровождающих заглавия в списке, — какие из перечисленных томов автор статьи считает самыми главными. Заказ в читальном зале уместно начинать именно с них. Вдобавок, если вы просмотрели не одно, а два или три справочных издания, путем перекрестного сравнения библиографий вы сможете выделить названия, цитируемые всеми. Вот вам и первоначальная иерархия».[12]

Кроме того, ведущие библиотеки, как правило, имеют и электронный каталог, доступный в сети Интернет.

1.9. Для найденных источников целесообразно выделить две рабочие тетради (или два файла) – одну для списка источников («библиографическую»), а другую – для выписок из этих источников («конспективную»): цитат и т.д. В практическом смысле работа с этими двумя тетрадями (файлами) выглядит так:

«Предположим, ваш диплом имеет тему «Мотив возможных миров в научной фантастике США» и что параграф IV вашего плана называется «Складки времени как возможность проникновения из одного возможного мира в другой» Читая роман «Обмен разумов» Роберта Шекли, вы видите в главе XXI, что Макс, дядюшка героини, которую зовут Мервин, играя в гольф, спотыкается о складку времени на газоне в Стэнхопе и падает, а поднимается с травы на планете Клезиус. Вы переписываете это место в тетрадь конспектов и там же делаете пометку«(IV) Cкладка времени», и вы будете знать, что пометка относится к диплому и сразу увидите номер пункта, с которым эта пометка связана. Одновременно с этим в вашем плане работы вы напишете напротив пункта IV: Шекли, Обмен разумов, XXI» Одновременно вы внесете роман Шекли в свой библиографический список, или, если он и так уже находится там, сделаете напротив него пометку - цифру VI».[13]

1.10. Текст выпускной квалификационной работы должен соответствовать определенному уровню сложности. Перефразируя У.Эко, можно сказать, что в культурологической работе нет нужды с самого начала объяснять читателю, что такое культурология, и что такое культура (а такие «объяснения» встречаются в дипломах очень часто), но некоторые принципиальные моменты в тексте обязательно должны быть пояснены:

«Прежде всего объясняется вся терминология, за вычетом самых базовых и устоявшихся слов профессии. …В дипломном сочинении по лингвистике можно ввести без комментариев понятие фонемы, но если диплом посвящен фонемам у Якобсона, этот термин надо будет пояснить. И там же, в дипломе по лингвистике, когда возникнет слово «знак», лучше бы пояснить его, поскольку известно, что разные авторы наделяют этот термин разным содержанием. Короче, вот общее правило: поясняются все специальные термины, являющиеся ключевыми категориями вашей концепции.

Во-вторых, нельзя изначально предполагать, что подготовка читателя равна вашей подготовке. Если вы пишете диплом о Вольтере, можно в общем ждать, что адресат представляет себе, кто это такой; но диплом, посвященный Феличе Каваллотти, небесполезно начать со справки, пусть немногословной, о том, когда он жил, где родился и от чего скончался».[14]

1.11. Как правило, работа над выпускной квалификационной работой начинается с создания плана и (или) написания Введения. План обязательно согласовывается с научным руководителем, поскольку всегда существует вероятность того, что неправильно составленый план уведет автора диплома далеко в сторону. Однако, имея одобренный научным руководителем план, начинать писать работу можно в принципе с любого пункта.

1.12. Цитирование в тексте диплома, равно как и в тексте любой другой научной работы, необходимо. Вместе с тем оно подчиняется определенным правилам (в данном случае идет речь не о правилах оформления цитаты, о которых будет сказано ниже, а об общей логике и принципах цитирования):

«…Отрывки, предназначенные для интерпретации, должны быть не слишком коротки и не слишком длинны. …Отрывки из критической литературы цитируются только тогда, когда они авторитетно подтверждают или авторитетно дополняют высказанное нами мнение.

…Предполагается, что вы солидарны с тем, что цитируете, за исключением случаев, когда перед цитатой или после нее помещена ваша полемическая оговорка.

…Отсылка к автору и произведению должна быть ясной.

…Цитаты должны быть абсолютно точны. Во-первых, слова должны приводиться в той же форме, в которой стоят в источнике. Во-вторых, нельзя выкидывать кусочки текста, никак этого не обозначив. Читателя следует оповещать о купюре. …В-третьих, не искажайте текст своим вмешательством…

…Если вы спишете незакавыченную цитату, в результате у вас получится плагиат. Подобная форма плагиата попадается в дипломах нередко. …Но все же когда читающий видит, что перед ним на странице не пересказан, а попросту списан кусок источника, причем в незакавыченном виде, у него складывается неблагоприятное суждение о работе».[15]

С цитированием не следует путать так называемый парафраз. Под этим термином понимают различные приемы работы с чужим текстом: парафразом может быть подробное объяснение краткого текста, сокращённое изложение большого текста (адаптация), упрощённое изложение трудного для понимания текста с краткими разъяснениями и т.д. Парафразом также может называться частичный пересказ текста. Как правило, основную часть текста дипломной работы составляет именно парафраз-пересказ, однако это дожен быть именно собственный авторский пересказ, а не чужая незакавыченная цитата. Пример парафраза и лжепарафраза мы находим у У.Эко[16] на примере фрагмента из книги Нормана Кона «Фанатики Апокалипсиса»:

1. Исходный текст:

«Появление Антихриста привело к еще большей напряженности. Поколение за поколением жило в непрерывном ожидании демона-разрушителя, при котором воцарятся хаос беззакония, смертоубийство и грабеж, палачество и разбои, но предвестится долгожданное скончание времян, Второе Пришествие и царство праведных. Все жили начеку, выискивали знамения, которые, согласно прорицаниям библейских пророков, должны были предварить собой последние смутные времена. А поскольку к знамениям могли относиться и злые правители, и гражданская рознь, и войны, засухи, голод, мор, кометы, внезапные смерти сильных мира сего и нарастающая греховность в мире, недостатка в знамениях никогда не бывало.

2. Честный парафраз:

Этот аспект четко прослежен у Кона. В его работе описан момент напряжения, типичного для той поры: ожидание Антихриста, который выступал и как олицетворение царства зла, преисполненного разорения и скорби, и как предвестие так называемого Второго Пришествия. В то время, отмеченное трагическими событиями, грабежами, разбоями, неурожаями и чумой, не было недостатка в знамениях, которые, по заветам библейских пророков, истолковывались людьми как сигналы о приближении Антихриста.

3. Лжепарафраз (замаскированный плагиат):

По мнению Кона, невозможно не учитывать, что появление Антихриста привело к еще более сильной напряженности. Поколение за поколением жило в непрерывном ожидании демона-разрушителя, при котором воцарятся хаос беззакония, смертоубийство и грабеж, палачество и разбои, но предвестится и долгожданное скончание времян, Второе Пришествие и царство праведных. Люди жили постоянно начеку, выискивали знамения, которые, согласно прорицаниям библейских пророков, были призваны предварить собой последние смутные времена. А так как к знамениям принято было относить и злых правителей, и гражданскую рознь, и войны, засухи, голод, мор, кометы, внезапные смерти сильных мира сего и нарастающую греховность мира, найти такие знамения не составляло труда.

4. Почти буквально, но без плагиата благодаря правильному цитированию:

Тот же Кон, уже цитированный выше, доказывает, что «появление Антихриста привело к еще большей напряженности». Несколько поколений жило в атмосфере непрерывного ожидания демона-разрушителя, «при котором воцарятся хаос беззакония, смертоубийство и грабеж, палачество и разбои, но предвестится долгожданное скончание времен, Второе Пришествие и царство праведных». Люди постоянно были начеку, стараясь обнаружить знамения, которые, согласно традиции библейских пророков, должны были предварить собой последние смутные времена. А поскольку, замечает Кон, «к знамениям могли относиться и злые правители, и гражданская рознь, и войны, засухи, голод, мор, кометы, внезапные смерти сильных мира сего и нарастающая греховность в мире, недостатка в знамениях никогда не бывало»[17].

1.13. При создании текста выпускной квалификационной работы обязательно использование т.н. фундаментальных источников, то есть тех научных текстов, на которые ссылается большинство авторов, пишущих по теме вашего исследования. Несоблюдение этого требования автоматически выводит любую работу за пределы научного поля. Список «классических» исследований по той или иной научной проблеме, как уже было сказано выше, как правило, помогает сформировать научный руководитель.

1.14. Текст выпускной квалификационной работы должен соответсвовать основным критериям, предьявляемым к научному тексту, то есть должен обладать хотя бы определенной степенью новизны, достоверностью, объективностью, а также доказательностью и полнотой: « Текст выпускной квалификационной работы обладает новизной, если в научный оборот были введены новые, ранее неизвестные факты, положения или концепции; разработаны новые приемы или методы для исследования, новые методики; старые знания пересмотрены с помощью новой методологии и с новых позиций, ранее известные материалы исследованы и обобщены, выявлены новые связи и закономерности (как уже было сказано выше, этот критерий новизны является в наибольшей степени применимым к выпускным квалификационным работам бакалавров направления «культурология» - М.С.).

Информация, изложенная в тесте выпускной квалификационной работы удовлетворяет требованиям достоверности и объективности, если были проведены исследовательские операции лишь с безусловно реальными фактами, четко отделяемыми от гипотез и допущений, обобщения и выводы проверяемы, исследовательские операции воспроизводимы и научные данные не были сфальсифицированы (с необходимыми поправками на «релятивный» характер культурологического знания, его субъективизм и т.д. - М.С.).

Информация, изложенная в тесте выпускной квалификационной работы удовлетворяет требованиям доказательности, если выдвинутые положения были доказаны, а не деклалированы, и полнотой – если все аспекты проблемы освещены с максимально возможной полнотой (с известного рода ограничениями, задаваемыми форматом выпускной квалификационной работы – М.С.)» [18].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: