Акты применения норм права: понятие и виды

Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юр делу.

Черты:

1)– это решение по конкретному делу официального компетентного органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений.

2) содержит гос-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силой государства.

3) имеет определенную, установленную законом форму.

4) нацелен на индивидуальное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются (персонифицируются) субъективные права и юр обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации.

Акт применения права – это официальное решение компетентного органа по конкретному юр делу, содержащее гос-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Виды:

1. По субъектам, осуществляющим применение права:

а) акты государственных органов и общественных организаций;

б) акты главы государства – Президента РФ;

в) акты федеральных органов власти и управления;

г) акты органов власти и управления субъектов РФ;

д) акты органов правосудия;

е) акты органов прокуратуры;

и) акты органов надзора и контроля;

ж) акты коллегиальные и единоличные.

2. По предмету правового регулирования:

а) акты конституционно-правовые;

б) акты административно-правовые;

в) акты уголовно-правовые;

г) акты применения материального и процессуального права.

3. По форме правоприменительной деятельности можно выделить:

а) акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения;

б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение

4. По функциональному признаку,

а) акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; указывающие объем их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения;

б) правообеспечительные акты, на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реализацию правоотношений и достижение целей правового регулирования.

5. По форме внешнего выражения: на акты-документы и акты-действия.

По структуре: на акты-документы:

а) включающие все 4 его составные части – вводную, описательную (констатирующую), мотивировочную и резолютивную;

б) состоящие из 3 частей – вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов;

в) содержащие 2 части – вводную и резолютивную (акты-разрешения на совершение определенных действий); г) не имеющие указанных разделов, за исключением резолютивной части (резолюции «утвердить», «оплатить»,

«исполнить» и т.п., наложенные должностным лицом на соответствующих документах).

По наименованию указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и т.д.

Акты-действия словесные и конклюдентные.

6. По своему юр значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. 7. В зависимости от действия во времени: акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: