Вопросы по теме занятия. 3. Удалось ли выполнение задание?

3. Удалось ли выполнение задание?

4. Какие сложности возникли при выполнении задания?

5. Связь между мышлением и речью?

10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

1.Мышление – это:

1) процесс обобщенного отражения предметов и явлений в их связях и отношениях, познание нового, неизвестного.

2) психический процесс, связанный с отражением окружающей действительности.

3) процесс обобщенного и опосредствованного отражения предметов и явлений в их связях и отношениях, познание нового, неизвестного.

Ответ: 3.

2.По Ж. Пиаже, эгоцентрическая речь в нормальных условиях пропадает в:

1) 3 года.

2) 4 года.

3) 7 лет.

4) остается на всю жизнь.

Ответ: 3.

3. Авторами методики двойной стимуляции являются:

1) Ж. Пиаже и Л.С. Выготский.

2) П.Я. Гальперин и Л.С. Выготский.

3) Л.С. Выготский и Л.С. Сахаров.

Ответ: 1.

4. Средство общения людей друг с другом – это:

1) речь.

2) язык.

Ответ: 2.

5. Эгоцентрическая речь – это:

1) речь направлена на партнера по общению.

2) речь, направленная на себя.

3) речь, направленная на окружающую среду.

Ответ: 2.

11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

1. Какие мыслительные действия подразумеваются ниже?

1. В химическую лабораторию для опознания поступило неизвестное вещество. Исследователь брал пробы данного вещества и приводил их во взаимодействие с другими веществами. В зависимости от того, вступало или не вступало данное вещество в реакцию, а также от характера ре­зультатов реагирования, исследователь определил, какое именно веще­ство поступило в лабораторию.

2. Школьник не справился с домашней задачей по геометрии, хотя необходимый теоретический материал знал. Побеседовав с учеником, учительница установила причину: условия задачи были даны не в абст­рактных геометрических фигурах, как это чаще всего бывает, а в изобра­жении здания.

3. На экзамене преподаватель предложил студенту-историку опреде­лить по описанию конкретной жизненной ситуации, к какой обществен­но-экономической формации относится представленное в тексте явле­ние. Студент с заданием не справился, хотя признаки искомой форма­ции он изложил несколькими минутами раньше.

4. Соотнося результаты изучения условий геометрической задачи с ее требованиями, учащийся сначала обнаружил, что отрезок, данный в условии задачи как катет треугольника, является одновременно гипоте­нузой по' отношению к другому треугольнику. Затем он установил, что данный отрезок является еще хордой по отношению к окружности. Эти два «открытия» и привели к актуализации и применению знаний, необ­ходимых для решения задачи (Л.Н.Ланда).

Ответ: В 1-м и 4-м материале — анализ через синтез, названный С.Л.Рубинштейном «основным нервом процесса мышления». Во 2-м и 3-м — трудности в осуществлении вторичного абстрагирования.

2. Выскажите ваше мнение по существу спора.

На студенческой научной конференции разгорелся спор, в котором сту­денты утверждали, что абстрагирование — важнейшая операция челове­ческого мышления, что она — необходимое условие постижения сущнос­ти явлений, образования понятий и теорий. Они доказывали: без способ­ности человека к абстрагированию не было бы периодической системы Д.И.Менделеева, эволюционного учения Ч.Дарвина, не были бы открыты научные законы, невозможным было бы и решение практических задач. Оппоненты же «охлаждали» их пыл примерами, показывавшими, что абст­рактно отражать действительность — значит отражать ее бедно, поверхно­стно, односторонне, умозрительно, формально и совершать ошибки в решении практических задач. При этом они апеллировали к высказывани­ям Г. Гегеля, которые приводились в решении предыдущей задачи.

Ответ: Абстрагирование заслуживает характеристики, данной ему первыми студентами. Но в конечном счете абстрагирование имеет смысл только в своей включенности в процесс движения к конкретному. Если же мыслящий субъект относится к абстрактному исключительно как к результату познания, то он мыслит односторонне, бедно, формально. В этом контексте Г. Гегель на вопрос: «Кто мыслит абстрактно?» — отве­тил: «Необразованный человек, а вовсе не просвещенный». Эту точку зрения и защищали студенты-оппоненты. Наряду с этим имеет значе­ние, является ли абстрагированное чем-то общим, просто общим или вместе с тем существенным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: