3. Удалось ли выполнение задание?
4. Какие сложности возникли при выполнении задания?
5. Связь между мышлением и речью?
10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
1.Мышление – это:
1) процесс обобщенного отражения предметов и явлений в их связях и отношениях, познание нового, неизвестного.
2) психический процесс, связанный с отражением окружающей действительности.
3) процесс обобщенного и опосредствованного отражения предметов и явлений в их связях и отношениях, познание нового, неизвестного.
Ответ: 3.
2.По Ж. Пиаже, эгоцентрическая речь в нормальных условиях пропадает в:
1) 3 года.
2) 4 года.
3) 7 лет.
4) остается на всю жизнь.
Ответ: 3.
3. Авторами методики двойной стимуляции являются:
1) Ж. Пиаже и Л.С. Выготский.
2) П.Я. Гальперин и Л.С. Выготский.
3) Л.С. Выготский и Л.С. Сахаров.
Ответ: 1.
4. Средство общения людей друг с другом – это:
1) речь.
2) язык.
Ответ: 2.
5. Эгоцентрическая речь – это:
1) речь направлена на партнера по общению.
2) речь, направленная на себя.
3) речь, направленная на окружающую среду.
|
|
Ответ: 2.
11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1. Какие мыслительные действия подразумеваются ниже?
1. В химическую лабораторию для опознания поступило неизвестное вещество. Исследователь брал пробы данного вещества и приводил их во взаимодействие с другими веществами. В зависимости от того, вступало или не вступало данное вещество в реакцию, а также от характера результатов реагирования, исследователь определил, какое именно вещество поступило в лабораторию.
2. Школьник не справился с домашней задачей по геометрии, хотя необходимый теоретический материал знал. Побеседовав с учеником, учительница установила причину: условия задачи были даны не в абстрактных геометрических фигурах, как это чаще всего бывает, а в изображении здания.
3. На экзамене преподаватель предложил студенту-историку определить по описанию конкретной жизненной ситуации, к какой общественно-экономической формации относится представленное в тексте явление. Студент с заданием не справился, хотя признаки искомой формации он изложил несколькими минутами раньше.
4. Соотнося результаты изучения условий геометрической задачи с ее требованиями, учащийся сначала обнаружил, что отрезок, данный в условии задачи как катет треугольника, является одновременно гипотенузой по' отношению к другому треугольнику. Затем он установил, что данный отрезок является еще хордой по отношению к окружности. Эти два «открытия» и привели к актуализации и применению знаний, необходимых для решения задачи (Л.Н.Ланда).
Ответ: В 1-м и 4-м материале — анализ через синтез, названный С.Л.Рубинштейном «основным нервом процесса мышления». Во 2-м и 3-м — трудности в осуществлении вторичного абстрагирования.
|
|
2. Выскажите ваше мнение по существу спора.
На студенческой научной конференции разгорелся спор, в котором студенты утверждали, что абстрагирование — важнейшая операция человеческого мышления, что она — необходимое условие постижения сущности явлений, образования понятий и теорий. Они доказывали: без способности человека к абстрагированию не было бы периодической системы Д.И.Менделеева, эволюционного учения Ч.Дарвина, не были бы открыты научные законы, невозможным было бы и решение практических задач. Оппоненты же «охлаждали» их пыл примерами, показывавшими, что абстрактно отражать действительность — значит отражать ее бедно, поверхностно, односторонне, умозрительно, формально и совершать ошибки в решении практических задач. При этом они апеллировали к высказываниям Г. Гегеля, которые приводились в решении предыдущей задачи.
Ответ: Абстрагирование заслуживает характеристики, данной ему первыми студентами. Но в конечном счете абстрагирование имеет смысл только в своей включенности в процесс движения к конкретному. Если же мыслящий субъект относится к абстрактному исключительно как к результату познания, то он мыслит односторонне, бедно, формально. В этом контексте Г. Гегель на вопрос: «Кто мыслит абстрактно?» — ответил: «Необразованный человек, а вовсе не просвещенный». Эту точку зрения и защищали студенты-оппоненты. Наряду с этим имеет значение, является ли абстрагированное чем-то общим, просто общим или вместе с тем существенным.